Содержание


На Юго-Западе Красносельского района
Удивительная дача
Надземный экспресс
Перед окном будут мелькать поезда....
Таинственный подземный ход
Сохранить прелесть района!

На Юго-Западе Красносельского района

Юго-Западная часть Красносельского района охватывает территорию между побережьем Финского залива и Петергофским шоссе. Через этот район проходит одна из самых оживленных магистралей – Ленинский проспект.

Красносельский район получил свое название от населенного пункта «Красное село», вошедшего в его состав.

Существует много свидетельств о том, что в нашем районе в старые времена любили бывать известные творческие деятели. Например, в начале 18 века берега Финского залива посетил А.С. Пушкин. В его поэме «Медный всадник» есть строчки, рассказывающие о том, как выглядела наша местность в ту далекую эпоху:

«По мглистым топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца...
............................................
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод...»

Коренное население района – жители неславянских национальностей. Это ижоры, водь, карелы и отчасти эсты. Уже в петровскую эпоху эти края стали заселять славяне, приходя из более южных областей. На протяжении веков веков все эти народности существовали мирно, не воюя между собой, объединяясь в некую межнациональную общность.

Наш район пережил три великих войны: Северную, Гражданскую и Отечественную.
Следы последней до сих пор сильно заметны.

В наше время Красносельский район - это обширная территория, включающая не только традиционные городские застройки, но и близлежащие поселки (Торики, Горелово, Володарку и т.д.). Именно из-за того, что район занимает огромную территорию, добираться из одной его части в другую затруднительно. Я, например, живу на ул. Десантников. А в музыкальную школу приходиться ездить на Вторую Комсомольскую. Это долго и очень неудобно. Нашему району не хватает музыкальных школ! В них занималось бы больше ребят, если бы не приходилось далеко ездить.

Я думаю, что комплекс «Балтийская жемчужина» будет способствовать развитию транспортной сети района. Появится первая линия наземного экспресса. Это будет очень удобно. Можно будет без пробок добираться и в другие районы.

И еще. Пока наш район считается самым озелененным в городе! Было бы здорово сохранить парки, скверы, садики, зеленые аллеи несмотря на строительство домов и транспортных развязок.

Варвара Носульчак, 7а2 класс

Наверх

Удивительная дача

Я хочу немного рассказать об одном из удивительных мест Красносельского района - о Новознаменке.

Вице-канцлер, граф Михаил Илларионович Воронцов занимал блестящее положение при дворе. В начале 50-х годов он строит одновременно дворец в Петербурге и приморскую дачу, названную уже новыми хозяевами в XIX веке «Новознаменкой». Судя по переписке его с домашним архитектором Джузеппе Трезини, затем известного Доменико Трезини, работы по строительству приморской дачи велись уже в 1752 году. В 1753 году в письме от 19 апреля Воронцов велит ему произвести некоторые работы по прорубке «перспектив» на даче и добавляет: «как и прошлого года, я сделать был намерен». Дача огораживается забором и решетками, строятся ледник и погреб, устраивается «огород», скотный двор, расчищается лес для сенокоса, прорубаются и обсаживаются ивняком «першпективы», строятся и исправляются мосты, сажается рыба в пруд и пр.

В это загородное имение дяди в 1754 году была отправлена Екатерина Воронцова, заболевшая оспой, где будучи в одиночестве пристрастилась к чтению.

В 1763 году Воронцов уходит в отставку, переезжает в Москву и пытается продать дачу. Однако покупателей не нашлось.

В 1767 г. М.И. Воронцов скончался, и его вдова, Анна Карловна, вновь попыталась продать имение. В 1769 г., после официального раздела имущества, оно досталось братьям покойного, Роману и Ивану, которые в свою очередь в 1770 г. объявили о продаже дачи.

Около 1790 г. дачу у А.И. Воронцова, сына Ивана Илларионовича, купил обер-прокурор первого департамента Сената, действительный статский советник Александр Николаевич Зубов, отец фаворита Екатерины II Платона Зубова. Вслед за тем, на протяжении этого и начала следующего десятилетий, у имения сменилось еще нескольких владельцев.

В годы Великой Отечественной войны дача была почти полностью разрушена. Лежавший в руинах дворец Воронцова был восстановлен в 1957-1960 гг. под руководством архитектора М.М. Плотникова (исключая убранство интерьеров).

В послевоенный период историческое ядро усадьбы было отрезано от ее остальной территории многоэтажным зданием Высшего политического училища МВД СССР (ныне на этой территории располагается Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России и Санкт-Петербургский университет МВД России).

В 1966 г. позади здания дворца возвели корпуса ВНИИ «Автоматстром», составившие для памятника нелепый «современный» фон. Огромная часть дачи между этими учреждениями и парком Сосновая Поляна отошла под современную застройку.

Очень жаль, что великолепие дворца, да и всей усадьбы не дожило до наших дней!

Кристина Рюзина, 9в2 класс

Наверх

Надземный экспресс

“Надземный экспресс” - новый вид скоростного легкорельсового пассажирского транспорта, планируемый к строительству в Санкт-Петербурге (по существу, является линией легкого метро). Он должен решить транспортные проблемы южной части города, соединив между собой Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский, Невский административные районы. Большинство этих районов обеспечены связью с центром города посредством собственных радиальных веток метро, за исключением Красносельского (куда запланирована Красносельско-Калининская линия) и Фрунзенского (Фрунзенско-Приморская линия, в процессе строительства), однако между собой эти районы связаны плохо, как общественным транспортом, так и автомагистралями. Перспективные планы строительства «надземного экспресса» предусматривает продление трассы в Петергоф, Весёлый посёлок и Красногвардейский район.

В настоящее время завершаются работы по проектированию трассы от Дворца конгрессов до станции метро «Обухово» с ответвлением на многофункциональный комплекс «Балтийская жемчужина». Этот жилой район будет бурно развиваться: увеличится не только количество жителей, но и число работающих здесь специалистов. Сдать в эксплуатацию участок от Дворца конгрессов до ст. метро «Пр. Ветеранов» планируется к концу 2010 года. Вторая очередь проекта – до станции метро «Обухово» в 2011 году. Общая длина маршрута составляет почти 30 километров. Следующими этапами в планах проекта рассматривается продолжение трассы от станции метро «Обухово» до станции метро «Гражданский проспект» и ответвление от улицы Кубинской до аэропорта «Пулково». Кроме того, принято во внимание строительство станции метро «Казаковская», которое планируется начать в 2014 году в районе улицы Маршала Казакова. К ней пойдут поезда от комплекса «Балтийская жемчужина». В будущем проект призван решить транспортную проблему на юге северной столицы и в перспективе охватить город полукольцом.

В качестве основных проблем «надземного экспресса» его противниками выдвигаются:
1.Негативный опыт эксплуатации Бутовской линии в Москве.
2.Дополнительная загрузка перегруженной станции «Проспект Ветеранов», усугубление «эффекта Выхино»1 на южном участке Кировского-Выборгской линии.
3.Малая востребованность участка «Проспект Ветеранов» — «Купчино».
4.Конкуренция с трамвайным маршрутом № 52 на участке «Улица Пилютова» — «Проспект Маршала Жукова», возможный демонтаж трамвая как следствие этой конкуренции.
5.Демонтаж оставшегося участка Ораниенбаумской электрической линии петербургского трамвая как минимум от Стрельны до улицы Пионерстроя при строительстве участка надземного экспресса от Дворца Конгрессов до улицы Пионерстроя.
6.Возможный отказ от строительства южного участка Красносельско-Калининской линии как следствие строительства экспресса.
7.Появление дополнительного источника вибрации, шума и других нежелательных эффектов.
8.Бизнес сомневается в соблюдении срока окупаемости проекта.
9. Жители домов, расположенных недалеко от запланированного маршрута « надземного экспресса» уверены, что из-за предстоящего строительства в районе падают цены на квартиры.

Александр Лапин, 10б класс

 

Наверх

Перед окном будут мелькать поезда...

Жители Красносельского района Петербурга протестуют по поводу создания нового вида транспорта - наземного экспресса. Суть их протеста в том, что при существующей ширине проспектов вагоны экспресса будут находиться на высоте 3-4 этажа жилых домов, на расстоянии 10-20 метров от окон. При таком расположении скоростной трассы существующие шумоизолирующие пакеты, средства для погашения мощных электромагнитных полей и вибраций, которые возникают от проходящих составов, малоэффективны. Медицинские нормативы, определяющие критерии влияния на здоровье людей подобного вида транспорта еще неизвестны. Если перед окном будут мелькать поезда, пролетающие с огромной скоростью и шумом, то это принесет жителям этих домов материальный и моральный ущерб. Кроме того, возведенные эстакады существенно затенят проезжую часть дорог и создадут дополнительные проблемы для городского транспорта и пешеходов, что приведет к увеличению аварийности.

Но это, конечно, только отрицательные стороны. А я отношусь к наземному экспрессу положительно, т.к. будет меньше загружен другой транспорт: трамваи, автобусы. троллейбусы. Ведь именно наземным транспортом я чаще всего пользуюсь. Будет удобнее ездить из Красносельского района в Купчино. А ещё мне нравится современный дизайн подобного вида транспорта.

Константин Колесов, 11а1 класс

Наверх

Таинственный подземный ход

Рубрика «Страничка выпускника» предлагает вниманию читателей материалы Елены Зайцевой, выпускницы 2007 года, главного редактора еженедельника «Из жизни пчел» на протяжении двух лет. Сейчас Елена – студентка первого курса факультета журналистики СПбИГО.

Людям свойственно не замечать то, что они видят каждый день. Точно так же, прожив всю свою жизнь в Красносельском районе Санкт-Петербурга, я долгое время думала, что здесь нет ничего интересного. И только теперь, познакомившись с его историей, я начала понимать, как сильно я заблуждалась.
Я живу в микрорайоне Лигово. Это небольшой участок между Петергофским шоссе, Балтийской железной дорогой, реками Ивановка и Дудергофка. История этого места начинается задолго до основания Петербурга. О деревне Лигово упоминается в источниках 1500 года. Само название - Лигово - в разное время давалось имениям или поселениям в этой местности, и шло от имени реки Лиги (ныне - Дудергофка). Существует много версий происхождения слова «Лига». Одна из самых мне запомнившихся говорит о том, что «Лиго» была богиней любви и радости. Хотя, наверное, куда вероятнее, что название либо финского, либо финно-угорского происхождения и обозначает «мокрая» или «слякоть».

Со времени основания Петербурга история Красносельского района и, в частности, Лигово, была связана известнейшими именами. В 18 веке «Деревня Лига» была записана за Петром I, и жили тут дворцовые служащие. Затем она принадлежала фавориту Екатерины II Г.Г. Орлову. А автором небольшого дворцово-паркового ансамбля в Лигово был ни кто иной, как знаменитый Джакомо Кваренги. К сожалению, после войны не сохранилось даже остатков декоративных сооружений того времени.

Во время Великой Отечественной Войны на территории Красносельского района шли ожесточенные бои. Именно здесь проходил Урицкий рубеж обороны – одна часть района была захвачена врагами, другая – входила в состав блокадного города. В память о подвигах ленинградцев на территории Красносельского района установлен ряд памятников. Именно с войной связана та история, о которой хотелось бы рассказать подробнее.

Некоторое время назад, когда я училась еще в начальной школе, среди ребят в нашем и соседнем дворах упорно ходили слухи о таинственном подземном ходе, который выходит к реке Дудергофке. Рассказывали разное. Кто говорил о сокровищах, кто – о заброшенном бомбоубежище, кто – о складе оружия со времен войны. Мы долго пытались отыскать таинственный ход, но, понятное дело, не нашли. Это, казалось, были не более, чем детские фантазии. Так я думала довольно долго. А через некоторое время, изучая в школе курс истории, я обратила внимание на военную операцию, которая проводилась в этом районе в 1943 году. Операция называлась «Подкоп». Суть ее заключалась в следующем: было решено взорвать одно из мощных вражеских укреплений, располагавшееся в здании школы вблизи станции Лигово (сейчас это Авангардная улица, дом 35). Для этого необходимо было сделать подкоп. Подземный ход начинался на берегу реки Дудергофки, и его длина равнялась 200 метрам. Наши доблестные воины в тяжелейших условиях сумели сделать ход к вражескому зданию. Операция прошла успешно. Застигнутый врасплох противник практически не смог оказать сопротивления. Не потеряв ни одного бойца, атакующие вернулись на свои позиции. Но интереснее всего то, что наша детская легенда оказалась правдой. Ход действительно был. Возможно, кто-то из нас однажды услышал эту историю от старших. А воображение дорисовало картину…

…Дворовая легенда…Фантазии ребят…Удивительная тяга детей ко всему таинственному. Может быть, именно так живут в народе героические были о наших дорогих предках…

Наверх

Сохранить прелесть района!

Красносельский район расположен в юго-западной части Санкт-Петербурга. Он охватывает обширную территорию между Волхонским шоссе и побережьем Финского залива, а также участок Лигово-Гатчина вдоль линии Балтийской железной дороги. Главная особенность Красносельского района, которая отличает его от других частей города, в том, что находится он на границе Петербурга. С одной стороны, он является частью города, а с другой – в его состав входят поселки Ленинградской области: Горелово, Торики, Можайск. Я живу в микрорайоне Лигово, в нескольких сотнях метров от железной дороги. А за ней находится небольшой поселок Старо-Паново, с деревянными домами, огородами, калитками. Этот поселок я вижу из окна. В этом-то наверно и главная прелесть района – живя в черте города, можно запросто ходить гулять в самую настоящую сельскую местность.

Наверно, этими особенностями и обусловлен внешний вид района. Здесь немного высоченных новостроек, по большей части все небольшие и уютные трех- и пятиэтажные домики. Много парков, зеленых дворов, скверов. Еще одна из особенностей – водная система Красносельского района. Еще в 18 веке было известно множество речек и озер. Наиболее значимая – река Лига (ныне Дудергофка), которая и дала название расположенному здесь микрорайону – Лигово. В 18 веке по приказу Петра I она была перекрыта плотинами, в результате чего образовались четыре озера – Дудыргофское, Долгое, Безымянное и Лиговское. Примерно в это же время был создан Лиговский канал, который начинался у деревни Горелово (ныне тоже часть Красносельского района) и шел до фонтанов Летнего Сада. Канал содержали в строжайшей чистоте, и воду использовали не только для фонтанов, но и для питья. В 19 веке канал превратился в свалку нечистот и засыпан (сохранился лишь на участке Горелово – Ленинский проспект). В 1941 году плотина на реке Дудергофке была разрушена, после чего не восстанавливалась. Озера прекратили свое существование, и о некоторых из них сейчас напоминают овраги, поросшие травой.

Начиная с момента строительства Петербурга Красносельские террасы, благодаря живописным пейзажам, использовалась для строительства дач. Тут находились дачи придворных Петра I. Многие постройки были оформлены в архитектурные ансамбли. Здесь же находилась одна из известнейших построек – Новознаменская дача (ныне Сосновая Поляна, улица Чекистов). Некоторое время дача принадлежала Нарышкиным, здесь неоднократно останавливалась Екатерина II. В годы войны дача, как и многие другие культурные памятники, была разрушена. Затем в 1960 году восстановлена. Ныне – это архитектурный памятник Красносельского района.

Также существует ряд памятников, посвященных Великой Отечественной Войне. Здесь проходил Урицкий рубеж обороны. Один из таких памятников – березовая аллея Славы, которая сейчас, к сожалению, довольно запущена, особенно на участке вдоль реки Дудергофки. В запущенном состоянии и те участки района, которые находятся за Петергофским шоссе в сторону Балтийской железной дороги. Об истории напоминают только заросшие и неухоженные овраги, грязные речки и сохранившиеся кое-где фундаменты дворянских усадеб.

За последние годы Красносельский район стали активно развивать. Вот уже и на месте пустырей – новенькие дома, магазины, автостоянки. Недалеко строят кольцевую дорогу. Только так ли это хорошо, как кажется на первый взгляд?

С одной стороны – да. Жить становится удобнее, комфортнее. Но в некоторых микрорайонах, таких как Лигово, Сосновая Поляна – основная проблема – городской транспорт. Ближайшее метро «Проспект Ветеранов» находится довольно далеко, иногда уходит больше часа только для того, чтобы до него добраться. Длинные маршруты городских автобусов не решают проблему, так как стоят в километровых пробках. И если с развитием района будет решена проблема транспорта, то, думаю, сразу же разрешится и ряд других проблем (досуга молодежи, детских учреждений и т. д.)

Но, с другой стороны, будет ли Красносельский район через несколько лет таким же особенным, таким же удивительным сочетанием городской и сельской местности? В прошлом это место ценили именно за его расположение, за удивительно красивые пейзажи. Может, оно и не воспринималось как часть города, но, тем не менее, за ним ухаживали, его облагораживали.

Возможно, лет через 10-15 все пустыри, овраги и другую свободную территорию застроят. Может быть, не так уж это и плохо. Жаль только, что, порой, в погоне за прибылью застройщики забывают об истории, о красоте и возводят здания то на берегу реки, то на краю старого парка. Это можно видеть на Авангардной улице, на Петергофском шоссе и в других местах. Развитие должно подразумевать не только массовую застройку, но еще и сохранение окружающей местности, заботу о ее истории. Хотелось бы верить, что это будет именно так. Иначе мы, жители Красносельского района, рискуем лишиться этого полугородского, полусельского, но удивительно живописного и необыкновенного места.

Елена Зайцева

 

Наверх