Содержание
Специальный выпуск, посвящённый Международному Дню Матери
Счастье материнства
Мама
Какой мамой буду я?
Огромный труд и радость одновременно
Первое мамино стихотворение
"Сейчас мы с мамой почти как подруги"
Моя мама - самая лучшая
Лучшая ученица в классе
О маме
"... хочу быть на неё похожей"
Мама - учительница
Кто научит быть мамой?
Богатые отцы
Счастье материнства
Маргарита Попова(10б) – наш постоянный автор. Когда речь заходит о живописи, Рита приходит к нам на помощь. Это неудивительно. Ведь на протяжении многих лет она активно посещает художественную школу. Ее рисунки не один раз украшали лицейские издания, а статьи, рассказывающие об удивительном мире живописи, наполнены искренностью и великим интересом. Сегодня Маргарита поделится с читателями мыслями о том, почему в Эпоху Возрождения картины, отображающие счастье материнства, были так актуальны.
В наше время, когда мир полон насилия и жестокости, очень важно стремиться
стать идеальным человеком с точки зрения душевных качеств.
Необходимо находить в себе силы и развивать такие человеческие качества, как
доброта души, бескорыстие, любовь к ближнему… - качества, которые так ценили
и воспевали в эпоху Возрождения, которая сильно повлияла на ум и сознание
людей того времени.
Эпоха Возрождения, приходящаяся на 15 век нашей эры, перевернула представления людей об окружающем их мире. Она повлияла на науку, литературу, философию, общественные отношения, но более всего отразила свои идеалы в изобразительном искусстве. В основе этой эпохи лежит интерес к внутреннему миру человека, который утвердил своё земное господство и который вправе самостоятельно творить свою судьбу. Всё больше внимания уделяется красоте реального мира, реального человека. Эти представления тесно переплетаются с античностью, с её культом прекрасной, гармоничной личности.
Выдающимися мастерами эпохи Возрождения являются Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанджело. Они создавали произведения, которые были полны глубокого общечеловеческого смысла. Сохраняя традиционные библейские и евангельские сюжеты, художники вкладывали в свои образы жизненное содержание, наделяли сюжеты реальными чертами земной жизни и человеческого быта, раскрывали своё представление о мире и человеке.
Но почему, помимо других сюжетов, особенно выделялись “Мадонны с младенцем?”
Первые шаги в новую эпоху сделал Леонардо да Винчи. Его картина “Мадонна с цветком” (Мадонна Бенуа) - одно из ранних произведений Леонардо, является воплощением нежного материнства. Его Мадонна ничем не напоминает строгий и торжественный образ, принятый для изображения её на иконах. Пухленький младенец с большой головой, сидящий на коленях своей матери и играющий с цветком, абсолютно не похож на иконописный образ Христа. Предельно жизненный образ Мадонны, как молодой, счастливой матери, играющей со своим сыном, ясно обозначает основной смысл этой картины – счастье материнства и земной жизни.
Также к образу Мадонны нередко обращался Рафаэль. Он всё больше и больше раскрывает чувства матери во всём их многообразии. Его “Мадонна делля Седиа” ( Мадонна в кресле) – это один из самых очаровательных и нежных образов Мадонны. По преданию, он создал её по образу увиденной им крестьянки, кормившей ребёнка на ступенях церкви в Риме. Нарядный и пёстрый наряд Мадонны, её нежный и одновременно тревожный материнский взгляд, да и сама круглая композиция картины, где младенец прижался к обнимающей его матери – всё это делает сюжет и образы предельно житейскими и реальными.
Итак, эпоха Возрождения раскрыла для людей подлинное богатство жизни, показала через любовь матери и ребёнка идеальный мир, идеальную жизнь, полную гармонии, понимания и любви.
Если бы всё это могло осмыслить современное общество, заблудившееся и забывающее свои истоки, то жизнь, несомненно, наполнилась бы многим из того прекрасного, что было когда-то утеряно…
Маргарита Попова, 10б класс
Мама
Мама – в этом слове звучит нежность. И сразу рождается образ усталой женщины с доброй улыбкой и теплыми руками. С раннего детства мы скорее чувствовали, чем понимали, что мама – это самый близкий и дорогой человек. Ты упал, ударился, тебе больно, ты плачешь. Мама бросает все и немедленно спешит на помощь. Она утешает и успокаивает тебя, обрабатывает ранку, и тут же, целуя, говорит, как сильно тебя любит. Так проходит детство…
Но однажды ты перестаешь нуждаться в ежедневной опеке и заботе мамы, хотя на самом деле это не так. Тебе кажется, что стал самостоятельным. Мама все также трогательно заботится о тебе, но это начинает даже немного раздражать. И тогда отношения портятся. Вы с мамой перестаете понимать друг друга. Начинаются ссоры. Все чаще кажется, что мама не права. Но ведь зла она никогда не желает. Мама просто очень волнуется за тебя, старается предостеречь от ошибок. Давайте будем терпимы к этому, ведь мамы столько вытерпели ради нас…
Алёна Беликова, 11в1 класс
Какой мамой буду я?
Материнство – понятие широкое. И если традиционно в День Матери мы говорим о уже состоявшихся мамах, то не стоит забывать, что современные наши ученицы – матери в будущем. А что они сами думают об этом?
…Мне кажется, материнство – самая тяжелая «профессия». Ведь мать для ребенка – это весь мир. Но, к сожалению, в детстве мы сами над этим почти не задумываемся. Быть мамой – какая сложная работа! А если детей еще и несколько…
Я часто задумываюсь, а какой мамой буду я? Наверно, не идеальной, хотя у меня перед глазами есть замечательный пример – мама собственная.
Я знаю, что будет тяжело. Особенно сначала, когда ребенок совсем маленький. Многие родители говорят, что высыпаться начали, только когда чаду исполнялось два или три года. Когда слышишь такое, становится страшновато…
К счастью, у меня впереди долгие годы взросления. А как я буду относиться к своим детям? Точно знаю, что не буду на них кричать и тем более бить. Постараюсь сама быть во всем примером, иногда захочется и побаловать, как без этого… Но буду стараться, чтобы дети выросли не изнеженными. И очень хочется, чтобы в детях я видела в чем-то свое отражение. Очень хочу, чтобы они уважали родителей и вообще старших. Надеюсь, у меня будет хватать времени на воспитание собственных детей, ведь сейчас многим родителям его хватает не всегда. Потому что это неправильно, когда вдруг замечаешь, что ребенок вырос как бы сам по себе. А ты в это время постоянно была на работе или…где-то с друзьями. И принял он черты характера какой-нибудь няни, сиделки или соседки, а никак не твои…
Анна Слисенко, 10в1 класс
Огромный труд и радость одновременно
Каждая девочка, с самого раннего возраста играя с куклами, мечтает о будущих детишках. Взрослея, она уже представляет себя в роли матери и с удовольствием нянчит маленьких братьев и сестричек. Но между чувствами девочки, играющей в куклы, и чувствами матери к своему ребёнку лежит огромная пропасть. Материнство – это серьёзный шаг. Рождение ребёнка, появление на свет человека - одна из величайших тайн природы. Именно поэтому быть мамой огромный труд и радость одновременно.
Мама - самое дорогое, что есть у каждого человека на земле. Спасибо им за то, что благодаря их любви и заботе наш мир становиться добрее и ярче.
Александра Логинова, 10б класс
Первое мамино стихотворение
Конкурс сочинений о маме под заголовком "Моя мама - самая-самая" провела редакция еженедельника. Работ представлено много, выбирать лучшие из них было непросто. Мы решили взять для публикации несколько сочинений младших школьников. Ведь именно они ближе к своим мамам, с возрастом иногда это теряется…
Мою маму зовут Елена. Она умеет хорошо писать стихи. В шесть лет она написала свое первое стихотворение. Тогда бабушка подарила ей плюшевого мишку. Возможно, именно это и повлияло на маму. Именно с тех пор она стала писать стихи. Скоро у нее уже была целая тетрадь с произведениями. Но первое стихотворение запомнилось на всю жизнь.
«У меня под Новый год
Появился Мишка.
Был он рыженький такой,
Похожий на мартышку.
Он обут был в тапочки,
И в костюм и в шапочку…»
…В школе мама была редактором ученической газеты. Там она научилась брать интервью и писать статьи. И писала их до окончания школы. Еще в школе она научилась шить и вязать. Мама обучалась в педагогическом институте им. Герцена, потом работала учителем немецкого языка. Но и стихи писать не забывала. Сейчас мама работает переводчиком. У нее много друзей. Многих я хорошо знаю и люблю. А недавно мама ездила в командировку в Аргентину. Моя мама – просто класс!
Лиза Бобкова, 5в2 класс
"Сейчас мы с мамой почти как подруги"
Я свою маму очень люблю. Она мне всегда помогает и дает полезные советы. Сейчас мы с мамой почти как подруги. Подшучиваем друг над другом, смеемся. Конечно, иногда мы ссоримся, но это не надолго.
…Мама! Нежное слово «мама»!
Милое, родное, сладкое такое.
Мама… Первое слово – мама!
Когда тебя кто обидел,
Придет на помощь мама.
Когда захочешь спросить,
Тебе ответит мама!
Если кто-то потревожит
Или вдруг обидит,
Мама тебе поможет,
Она все увидит.
Моя мама имела маленький собственный отдел косметики в магазине «Здоровье». Иногда, уходя ненадолго, мама оставляла меня за старшую. Вот такой «семейный бизнес»…
Полина Пахомова, 5в2 класс
Моя мама - самая лучшая
Мама – это слово ты слышишь первый раз совсем маленьким, но оно остаётся в сердце на всю жизнь.
Моя мама самая лучшая, потому что она самый любимый человек. С ней всегда можно поделиться своими детскими обидами и проблемами. Мамуля всегда поможет в беде и пожалеет в трудную минуту. Мама никогда не кричит без надобности, никогда не накажет и не откажет. Конечно, все мамы для своих детей самые лучшие, но моя мама Света лучше всех!
Иногда мы, дети, недооцениваем свою маму и обижаем, это очень и очень плохо! Ведь только мама поможет нам встать на ноги и научиться жить. Нужно любить любимую свою маму, моя мама самая лучшая.
Мария Вольдеминова, 3а класс
Лучшая ученица в классе
Мою маму зовут Татьяна Николаевна. Она всегда была лучшей ученицей в классе и всегда училась на одни пятёрки. У неё даже есть медаль за третий класс! А сейчас мама помогает учиться мне.
Мама много делает для меня и моего брата. Она всегда помогает в трудную минуту советом.
Наташа Захарова, 3а класс
О маме
Моя мама – замечательный человек! Её зовут Людмила. В детстве моя мама занималась музыкой. Она играла на пианино. Сейчас мама работает преподавателем в институте. Но, несмотря на это, она много времени уделяет мне: возит меня на тренировки, ходит со мной в кино и театры. А я стараюсь радовать маму: хорошо учусь, тренируюсь и помогаю по дому.
Лиза Слесарева, 3а класс
"... хочу быть на неё похожей"
Мою мамочку зовут Жанна. Она очень прилежная и старательная. С ранних лет мама занималась художественной гимнастикой. Она окончила школу с золотой медалью.
Моя мама самая добрая и заботливая. Где моя мама – там порядок и уют. Я люблю проводить с мамой время: заниматься рукоделием, читать.
Я люблю маму. Я так хочу быть на неё похожей.
Елизавета Андреева, 3а класс
Мама - учительница
Среди педагогов лицея №590 много интересных людей. С огромным уважением и любовью коллеги и учащиеся относятся к Татьяне Анатольевне Крамаревой. Татьяна Анатольевна – человек особенный. И педагог замечательный, и мама троих детей…
О любимой маме и любимой учительнице – Алексей Крамарев (8б класс).
Моя мама родилась в начале октября, почти в День учителя. Это, наверно, и повлияло на выбор профессии – она стала учительницей. Еще маленькой девочкой мама любила играть в школу: рассаживала игрушки, делала для них из листов бумаги маленькие тетрадки, классный журнал, и начинала урок.
Родилась мама в Ленинграде, как назывался тогда наш город. Ее папа работал на заводе «Сигнал», а мама – на том же заводе техником-конструктором. Когда моя мама пошла в первый класс, у нее родилась младшая сестренка. Летом мама часто гостила у бабушки и дедушки в Ростовской области. Однажды на каникулах она познакомилась с моим папой.
Я тоже бывал в тех краях. Папина родина мне очень понравилась. Жизнь там совсем другая: тихо и спокойно, красивейшая природа, нескончаемые поля, в которых живут смешные, симпатичные сурки.
После окончания школы мама поступила в педагогическое училище. И уже совсем скоро вернулась в свою родную школу на практику, где она работала учителем начальных классов. Вскоре мама вышла замуж. Мой папа отличный электрик. Если у кого-то гаснет свет или что-то ломается, мой папа всегда спешит на помощь.
Когда заканчивается учебный день, и проверены все тетради, мама из учительницы превращается в замечательную домохозяйку. Она вкусно готовит, печет вкуснейшие торты, помогает мне делать домашнее задание.
Моя мама - самая лучшая учительница и самая добрая мама!
Кто научит быть мамой?
В процессе работы над материалами для данного спецвыпуска у взрослых и ребят – сотрудников редакции – возникло много вопросов. Например, почему современных девушек учат быть успешными в профессиональном плане, почему и дома и в школе упор делается на приобретение знаний и престижной профессии, и почему практически нигде и никто не упоминает о том, что любая, за редким исключением, нынешняя школьница в будущем, прежде всего - мама. И правильно ли то, что наше современное общество и наши современные родители, стараясь дать детям хорошее разностороннее образование, очень мало внимания уделяют вопросам будущей семейной жизни, материнства и воспитания нового поколения.
Мы решили записать с некоторыми сокращениями диалог, возникший между взрослыми сотрудниками редакции, кураторами издательского дома. В беседе принимают участие Елена Евгеньевна Ключева, учитель информатики (мама двух сыновей-школьников) и Владимир Николаевич Зайцев, редактор издательского дома (отец взрослого сына и дочери-студентки).
В.Н. Когда беседовал с девочками о материале для спецвыпуска, понял, что слово «мама» у них ассоциируется, прежде всего, с собственной мамой, но никак не с тем, что им в будущем почти всем самим придётся быть мамами. Договорились даже статьи об этом сделать, но к этому разговору они были явно не готовы…
Е.Е. Наверно, потому, что ни в школе, ни дома никто эту тему не затрагивает, всё внимание отдаётся успешному обучению и будущей карьере. В результате мы получаем удачливых женщин-профессионалов и несостоявшихся мам.
В.Н. В прежние времена секреты материнства, ведения домашнего хозяйства, бытового уклада семьи передавались из поколения в поколение, чаще всего, по женской линии. Мамы учили своих дочерей, те в свою очередь – своих. В какой-то момент жизни в нашей стране эта цепочка прервалась. Причин несколько: социальные условия, политические катаклизмы, войны, и, как результат, бесконечная борьба за выживание. Ведь содержать большую семью, растить детей – дело хлопотное, требующее полной отдачи душевных сил и материальных затрат. Женщина в нашей стране постоянно вынуждена думать не столько о воспитании и благополучии своих детей, сколько о своей собственной зарплате…
Е.Е. Знаю на собственном опыте. Приходится выбирать: или помочь приготовить уроки собственным детям, или ужин приготовить, или в магазин сходить, или тетради учеников проверить. А ведь собственным детям требуются не только вкусный ужин, поглаженные брюки, но и разговор по душам… И это при том, что у меня сыновья. А если бы были дочери? Когда бы я успевала бы передавать им свой опыт, когда бы научила их шить, вышивать, вязать, готовить, содержать дом в порядке, то есть всему тому, чему научила меня собственная мама?
В.Н. У твоей мамы было больше свободного времени?
Е.Е. Так сложилось, что в течение длительного времени моя мама не работала. Это дало ей возможность всю себя посвятить дому и моему воспитанию. Даже когда в гости забегали мои подружки-одноклассницы, их всегда ждал чай с только что испеченными пирожками. Я на всю жизнь запомнила, что мама - это не тот человек, который зарабатывает деньги, а тот, кто создаёт уют и атмосферу в доме. К сожалению, моя жизнь сложилась не столь идеально… И причина этому – социальные условия. Я, как и большинство современных мам, вынуждена думать в большей степени не о воспитании детей, а о зарабатывании денег на их существование.
В.Н. Я бы с радостью согласился на то, чтобы моя супруга не работала, а всю себя посвятила бы воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Но мы не можем позволить себе этого, поскольку её зарплата – значимый вклад в семейный бюджет. А в моём понимании, идеальная мама – это женщина-домохозяйка. Считаю, что женщина может работать до появления детей и после того, как они стали старшеклассниками. А пока дети растут, маме лучше находиться постоянно при них.
Е.Е. Тут я с тобой частично не соглашусь. Конечно, замечательно, когда ты в курсе всего, что происходит с твоими детьми, но совсем забывать о своей профессии или творческом начале тоже неправильно. Считаю, что женщина может оставаться хорошей мамой при условии частичной занятости или не очень большой загруженности на работе. В этом случае на первый план выходит уже не материальная заинтересованность, а потребность реализовать себя.
В.Н. Давай подведём итог. Многие современные девочки не мечтают стать мамами именно потому, что в жизни их собственных мам первое место в жизни занимает не дом, а работа. Они невольно будут стремиться жить по такому же сценарию.
Е.Е. А где же выход?
В.Н. В изменении социально-бытовых условий. Если каждый мужчина будет иметь возможность материально полностью обеспечивать все нужды семьи, тогда и мать его детей будет заниматься домом, а не зарабатыванием денег. Но это уже тема отдельного разговора…
Богатые отцы
А вот статья нашего педагога Юрия Владимировича Гурина о своей семье.
Помню, лет десять назад был такой случай. Гулял я со своими детьми, а их у меня пять, в парке. Повстречали дедушку с маленьким внуком. Оглядев нашу компанию, дедушка задал обычные в таких случаях вопросы: «Неужели все ваши?» и «Как же вы справляетесь?» Я ответил, что вот, дескать, живём помаленьку.
Дедушка покряхтел немного, потом назвал меня «богатым папой» и пожаловался, что детей у него двое, а вот внук всего один. И порадуют ли дети старика новыми внуками, это большой вопрос. Я спросил дедушку, сколько же братьев и сестёр было у его родителей. Тут он оживился, стал вспоминать да перечислять своих тетушек и дядюшек, и получалось у него довольно много – примерно по десятку на каждого родителя. Впрочем, тогда это было нормой. Никто не считал такие семьи особенными. А уж назвать семью с тремя детьми многодетной можно было только в шутку.
В общем, закончили мы разговор на оптимистичной ноте. Не стали ломать голову над тем, почему всего за пару поколений так изменились взгляды на жизнь, и народ российский стал вымирать. Просто почувствовали, что в нас течёт кровь наших жизнелюбивых предков, и это – наши могучие скрытые ресурсы.
Больше я этого дедушку не встречал. Надеюсь, что за эти годы он стал богаче. В смысле – внуков у него прибавилось.