Содержание

Наш выбор - здоровый образ жизни!
Роберт Стивенсон: “Раздвоение души?”
Многообразие жизни
Мир, который мы рисуем
Мир, о котором мы читаем
Творчество юных поэтов
Здоровый образ жизни
Авторы

Наш выбор - здоровый образ жизни!

Окружающий нас мир разнообразен и прекрасен. И каждый может найти в нём для себя практически всё, что необходимо для здоровой и полноценной жизни. Жаль только, что вредные привычки всё больше внедряются в некоторых из нас. И тогда наш мир видится искажённым, как отражение в кривом зеркале. А стоит ли искажать то, что изначально прекрасно?


Что несёт нам весна? Всё живое,
Всё, что осень успела убрать,
А зима укрывала собою,
Не давая увидеть, узнать.
Кто разбудит цветы и деревья?
Кто подарит плоды всем садам?
Кто ещё в себе столько веселья
Каждый год приносить будет нам?
Эй, весна, своим выстрелом пушки
Согревай окружающий мир.
Начинай с отдалённой опушки
И закончи уютом квартир.

Никита Салоп, 9а класс

Наверх

Роберт Стивенсон: “Раздвоение души?”

…уступки человеческим страстям
казались мне постыдными…
Роберт Стивенсон

О том, что же такое душа человека, не знает никто. Духовная жизнь не ограничивается чувствами, эмоциями и даже определенными нравственными понятиями. Как зависит личность человека от внешних окружающих факторов? Двойственна ли натура любого человека? И если да, то как и в чем это выражается? На все эти и подобные вопросы ищет ответы литература. Писатели помещают своих героев в разные ситуации, перемещают в разные эпохи. С одной целью – исследовать поведение человека, найти источники его поступков.

Конечно, надо оговорится, что этим вопросом занимаются не только литераторы, но и многие люди других сфер деятельности: психологи, философы, священнослужители. Неоднородность человеческой натуры пытались объяснить и с научной, и с религиозной точек зрения. Но результаты исследований сводятся к одному. В человеке противоборствуют добро и зло. Но натура человека столь сложна, что к этим двум категориям свести все поступки невозможно. Что все-таки скрывается под той двойственностью, которую испытывал наверное каждый из нас?

Я хочу рассказать об одном великом произведении известного английского писателя Роберта Стивенсона. Это книга под названием “Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда”. К сожалению, она далеко не так известна, как знаменитые “Остров сокровищ”, “Алмаз раджи”, “Черная стрела”. Может быть так случилось потому, что Стивенсон воспринимается до сих пор как романтический писатель для детей и подростков, и в более известных его книгах основное место занимают героические приключения. А в повести о докторе Джекиле глубокая философия изучения человеческой души малопонятна юным читателям.

Стивенсон рассказал нам о странной истории доктора Джекиля, который изобрел препарат, позволяющий по сути дела, раздваивать душу. Под воздействием этого снадобья человек разделялся на два противоположных “компонента” и мог пребывать в одном из них. Доктор Джекиль выделил из самого себя существо, противоположное по своим нравственным качествам и с другим типом поведения. Вместо интеллигентного, добродушного и всеми уважаемого доктора появился мистер Хайд – карлик, отличающийся агрессивностью, жестокостью до самой крайней степени. Он вызывал отвращение у всех, но никто не мог объяснить чем конкретно вызвано это чувство. Доктор Джекиль, экспериментируя над собой, совершал в образе мистера Хайда мерзкие преступления. Через некоторое время доктор обнаружил, что испытывает необъяснимое удовольствие пребывать о обличье мерзкой твари. Зависимость становилась все сильнее. Наступил момент, когда превращение происходило против воли самого доктора. Почувствовав, что бороться с этим не может, Джекиль добровольно расстается с жизнью.

В своей замечательной повести Стивенсон как бы хотел предупредить нас о том, что природа зла таинственна и страшна, и что, однажды открыв ему дверь, мы вступаем на опасный путь нравственного раздвоения и хорошо, что иногда нас мучает совесть – защитная реакция на попытки мистера Хайда господствовать в нашей душе. Сюжет повести напомнил мне об одной огромной проблеме нашего современного мира – наркотической зависимости. Не об этом ли предупреждал нас замечательный писатель? Аналогию можно проследить во всем произведении: человек, стремящийся к освобождению низменных желаний от внутренних запретов постоянно вынужден прибегать к употреблению каких-либо препаратов. Кажущаяся свобода не ограничивает разрушительные действия. В результате появляется Хайд (hide в переводе с английского – спрятанный).

Примени Джекиль свое творение не для сосредоточения пороков, а на сосредоточение добродетели, возможно в материальном мире господствовал бы добрый доктор. Но и такое применение едва ли можно было оправдать, так как это только бы разрушало истинную натуру человека. Гармония, природное равновесие попали бы под удар, и человек потерял бы свое истинное лицо, перестал бы быть собой.

И проблема применения наркотических препаратов – это проблема доктора Джекиля. “Во время опыта моя добродетель дремала, зло…, бодрствовало и вот явился Хайд”.

…Прислушаемся к предостережению великого английского писателя.
Елена Зайцева, 10б класс

Наверх

Многообразие жизни

Самая большая ценность в наше время – это само время. Сколько я себя помню – мне его хронически не хватало: записалась в бассейн, ради него пришлось пожертвовать кружком бисероплетения, а занятия в бассейне пришлось урезать ради учёбы игры на флейте, занялась айкидо – музыкальная школа страдает, поступила в художественную школу – надо танцы бросать. Вот, художка уже за плечами, а времени всё равно нет – кроме уроков хочется и погулять с друзьями, а дома ждут интересные книги, кассеты с любимыми фильмами, надрывается телефон, а я мечтаю успеть ещё и порисовать, и в выходной покататься с горки, и ответить на письма, а летом – сходить в поход или съездить на раскопки. Вот растает снег, и непременно захочется оказаться в седле велосипеда. И всё это лишь сотая часть важных, интересных, захватывающих дел, которыми хотелось бы заниматься.

Лично для меня всегда было бы сложно из этой массы всего заманчивого выбрать самое-самое и знать, что на остальное всей жизни не хватит, ведь наш мир многогранен и разнообразен, а ведь существуют люди (и их много!), которых ничего не интересует, кроме выпивки, азартных игр, наркотиков... Неужели ничего другое их не привлекает?! Неужели всё множество различных событий, вещей, явлений, развлечений, способов приятного времяпрепровождения на любой вкус оставляет их равнодушными?!

Очень странно и обидно, что порой целью жизни человека становится получить деньги и тут же прокутить их на игровых автоматах, что будет дальше – неважно, лишь бы дожить до заветного момента появления в кошельке денег и тут же вновь их, фактически, выбросить. И так бесконечно. И ведь так себя ведут не один, не два человека, а очень многие и не всегда глупые люди! Они не ценят всего многообразия интересных дел, которыми можно заняться в жизни и тратят её – жизнь – на ерунду, иначе говоря, убивают время. Но разве не лучше, чем наблюдать затуманенным взором за бегущими циферками в окошечке автомата и дрожащей от алчности рукой сплавлять деньги в бездонный карман владельцев игорного зала – разве не лучше, не интереснее, не полезнее, не веселее, к примеру, собраться и большой компанией пойти в поход?! Подышать свежим воздухом, размять кости, уставшие от постоянного сидячего положения за партой или за столом в офисе, насладиться природой, общением, романтикой и довольными собой и жизнью, забраться поздно вечером в спальный мешок?

Не привлекает холодная ночь в палатке в обществе комаров? Ладно. Можно провести время с удовольствием и комфортом под пальмой на юге, глядя на голубые, прозрачные волны, лижущие мягкий песчаный берег, выбрасывающие красивые ракушки, обточенные морем стёклышки и камешки. Или, плывя под водой, глядя сквозь маску на кораллы и разноцветных экзотических рыб, которые не пугаются странных большущих существ в плавниках-ластах и колыхающейся копной водорослей-волос на голове. Или, стоя на носу большого белого катера, несущегося по волнам огромными скачками и глядя, как дельфины прорезают вспененную судном воду.

Меня всегда удивляло то, что многих людей так много свободных часов, и они их проводят таким бездарным способом, как постоянное «висение» в Интернете или игра в компьютерные игры, длящаяся денно и нощно. Просто поразительно если не отсутствие фантазии человека с интересом, пользой и удовольствием провести время, то его неумение разобраться в том, что действительно здорово, а не напрасная трата денег и времени. Конечно, всё это только в самом начале, пока ещё есть свобода выбора, потом, когда человек теряет волю и становится «игроманом» «наркоманом» или другим «маном» - уже не он выбирает, а становится зависимым и помочь тут в состоянии только врач-психиатр.

Некоторые мои знакомые всю свою энергию вкладывают в компьютерные игры, реализуя себя в скучных однообразных стрелялках. Меня просто поражало, как можно сузить огромный круг своих увлечений до маленького экранчика монитора? Неужели реально сосредоточить все свои интересы на этой гудящей железной коробке?!

НЕУЖЕЛИ МОЖНО ВСЁ МНОГООБРАЗИЕ ЖИЗНИ ПРОМЕНЯТЬ НА СЕРОЕ ОДНОБОКОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ?!

Мария Сёмина, 9б класс

Наверх

Мир, который мы рисуем

Изобразительное искусство имеет одну особенность: мы можем создать мир, который сами придумали. И наделить его теми чертами, которых на наш взгляд, недостает миру реальному. О своем увлечении рассказывает ученица 8а класса Анна Тихонова.

Наверно, в нашем лицее учатся такие ученики, которые ходят не только в школу, но и в музыкальные лицеи, художественные школы, на занятия боксом или футболом, ну или еще куда-нибудь. К их числу отношусь и я. Помимо нашего лицея я хожу еще и в художественную школу “Александрино”. В ней всего 4 класса, не считая подготовительного, но там так же много групп. Дело в том, что в этой школе надо сначала отзаниматься в подготовительной группе, а потом, когда тебе стукнет 11 лет, сдавать экзамены и поступать в основную школу. Как я уже говорила, в школе всего 4 класса, в которых много групп. Первая цифра группы – номер класса, в котором учатся примерно 20 учеников, может, больше, может, меньше. Я учусь уже в третьем классе, в 35 группе.

В художественной школе изучают только 5 предметов: рисунок, живопись, скульптуру, композицию и историю искусств. На рисунке, живописи и композиции мы работаем за мольбертами, на истории искусств сидим за партами, а на скульптуре (многие этот предмет называют лепкой) стоим за станками и лепим из глины. В школе очень много помещений, в которых занимаются ученики. У группы, в которой я учусь, рисунок проходит в кабинете на втором этаже. Это довольно просторное помещение с кучей мольбертов, досок и табуреток, здесь много натюрмортов, письменный стол, за которым сидит учительница, несколько шкафов с предметами для натюрмортов, стол с папками групп (в них хранятся работы учеников). На рисунке мы рисуем натюрморт или еще что-нибудь простыми карандашами или черной гелевой ручкой, тушью. Но после каникул хотя бы одно занятие мы уделяем наброскам людей, которые выполняем на разной бумаге и разными материалами (маркерами, карандашами и т.д.).

Когда у нас урок живописи, мы занимаемся в том классе, что и на рисунке, но рисуем мы этюды или натюрморты акварельными красками. На композиции мы занимаемся в другом классе, но рисуем фрагменты из литературных произведений или на другую заданную тему. А в классе лепки все по-другому: вдоль стен – шкафы с работами учеников и в центре классов стоят множество станков.

Класс истории искусств не похож на другие классы, он выглядит как обычный учебный класс, с партами и стульями, на стенах висят картины. Здесь мы долго и упорно пишем все, что говорит учительница, изучаем искусство разных народов и стран. Конечно, все мы любим “пошалить”. Учитель уходит и все носятся и орут, это обычное дело. Приходит учитель, и все, как ни в чем не бывало, продолжают работу, за которую оценку ставят в журнал. Ну разумеется, ни один учитель не обходится без домашнего задания, за которое поставит оценку, и тоже в журнал. Затем выставляют четвертные оценки. Еще хочу сказать, что наши занятия проходят весело. Особенно по истории искусств и композиции. Некоторые мальчики и девочки веселятся сами и веселят нас.

Но главное мы получаем много разнообразных знаний и посещаем занятия с удовольствием.

Наверх

Мир, о котором мы читаем

В наше время, когда разнообразные электронные СМИ сосредоточенно вытесняют привычку читать книги, мы решили поговорить с учащимися о проблемах литературы. Своими мыслями делится Маша Сёмина (9б класс).

Что любят читать мои современники? По большому счёту – ничего, проще посмотреть видик или сходить в кино.

Впрочем, это-то и даёт толчок к чтению некоторых книг, выход на экраны фильмов подогревает интерес к книгам, по которым они создавались.

Так было и с «Властелином колец» Толкиена, так произошло и с «Гарри Поттером» с продолжениями, а недавно вышел фильм по второй книге из «Хроник Нарнии» Льюиса. Надеюсь, теперь и эта книга вызовет интерес у читающей публики.

Аналогичная ситуация видна и с телефильмами – выход на экраны «Мастера и Маргариты» и нового «Золотого телёнка» (не будем останавливаться на достоинствах и недостатках этих экранизаций) породил большой интерес к книгам, по которым они сняты (судя по росту продаж). Сейчас самый популярный телепроект – «Ночной (Дневной) дозоры». Спору нет, фильмы «богатые», но книги (как чаще всего и бывает) выглядят интереснее, чем одноимённые фильмы.

Что касается пока не экранизированных книг, то хочется отметить трилогию «Тёмные начала» Ф. Пулмана. Пару лет назад книги, входившие в её состав, - «Северное сияние», «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп» были буквально нарасхват в среде моих сверстников, если заглянуть ещё капельку раньше, то многие мои друзья зачитывались книгами Б. Джейкса об аббатстве Рэдволл, населённом говорящими мышами, барсуками, ежами и прочими некрупными зверьками.

Нетрудно заметить, что большинство этих книг написано иностранными авторами в жанре фэнтэзи-приключения.

Что касается меня, то при всём моём позитивном отношении к перечисленным вещам, я думаю, что не стоит забывать книги, которыми увлекались «предыдущие поколения». Так, мне очень симпатичны все книги Д. Даррелла (о путешествиях и животных), братьев Стругацких, В. Крапивина, В. Осеевой. Не стоит забывать героев Дюма, Конан Дойла, Жюль Верна, Астрид Линдгрен. К сожалению, с немногими моими сверстниками мне удавалось обсудить эти книги. Даже такие общеизвестные фантастические произведения, как «Хроники Амбера» Р. Желязны и «Мир смерти» Г. Гаррисона читали не все.

Конечно, я недостаточно начитана, чтобы обсуждать все популярные общеизвестные книги, но те, что я прочитала, кажутся мне более привлекательными именно в печатном варианте. Поэтому: «Ребята, давайте читать больше (по аналогии с «Ребята, давайте жить дружно»)!

Наверх

Творчество юных поэтов

Плохих стихов не бывает. Стихи могут нравиться или не нравиться, но любая попытка попробовать себя в стихосложении – это возможность другими глазами посмотреть на мир. Предлагаем познакомиться с творчеством юных поэтов.

Движенье жизни
Жизнь, еле видимая глазу,
Повсюду прячется в траве.
Я удивляюсь раз от разу,
Не помещая в голове
Такое буйное движенье:
Шуршание, шорох, шелест, стук,
Разгадывая в продолженьи
Весь это инфраультразвук.
Сплетенье самых малых звеньев
В одно большое естество,
Ряд прочных связей, цепь явлений,
Живого чуда колдовство,
Созвучье самых дальних граней
Всего святого бытия,
Величье всех живых созданий
С начала мироздания
От древних скал до дна морей,
От темных чащ до пустырей –
Всё то зовётся биосферой,
Не смеришь самой полной мерой:
Не счесть ни рыб, ни птиц на свете,
Огромен он, наш Общий Дом,
И всё на маленькой планете
Течёт законным чередом.
Одно звено, сменив другое,
Программу новую несёт,
И в вечность мир, пройдя былое,
Неспешно в космосе плывёт.
Алексей Каменский, 11а класс

Как во сне….
Как во сне, говорила с прошлым:
«Я любила тебя всегда.
Ты казался таким хорошим,
Как никто, нигде, никогда…»
В темных серых пустых фасадах
Тихо-тихо забрезжит свет.
Мне ни света, ни тьмы не надо,
Когда жизнь превращается в бред.

В своей пылкости будь осторожен.
Безучастная, буду ждать.
Может вместе с тобою сможем
Хоть осколки счастья собрать?
Может то, что разбилось - склеишь?
Может то, что сгорело - вернешь?
Может можно, если ты веришь?
Даже нужно, если ты ждешь.


ПАРИЖ
Спящий город, обрывки метели
Провожают тебя в Париж.
Боже, дай мне еще две недели.
Боже, дай! Почему ты молчишь?

Я не знаю… Сказать что-то надо!
Или крикнуть что-нибудь вслед!
Слышу звуки кромешного ада,
Только он, а тебя рядом нет!

Слышу поезд – колеса рвутся
Унести тебя в снежную даль.
Мне бы белою птицей взметнуться
И крылом отодвинуть печаль.

В небе темном сейчас нет покоя,
Я не знаю с чего вдруг сама,
Слышу звуки сердечного боя:
«Я тебя не отдам никогда!»

Только кто ж меня спрашивать будет?
Я стою на перроне одна….
А вокруг меня люди, люди
И кричащие поезда.
Анна Борзых, 9г1 класс

Наверх

Здоровый образ жизни

Данный материал подготовлен коллективно. В его авторстве “замешаны” многие. Это и кафедра психологии, проводившая тесты, и кафедра воспитателей, изучавшая полученные результаты, и редакция издательского дома лицея 590, придавшая окончательную форму тексту статьи, и наши уважаемые выпускники, которые помогли педагогам составить вопросы анкеты.

Итак, поговорим о здоровом образе жизни. Под этим, разумеется, мы понимаем прежде всего отказ от вредных привычек. И еще под определение элементов здорового образа жизни попадают привычки полезные, такие, как, например, занятия спортом, активный отдых, серьезные и глубокие творческие увлечения.

Так вот, мы решили увериться во мнении, что в одном человеке полезные и вредные привычки уживаются плохо. Если есть место одному, то все меньше остается другому. Вредная привычка пить пиво после работы плохо уживается с полезной привычкой совершать вечернюю лыжную прогулку. А полезная привычка бегать по утрам вытесняет плохую привычку курить.

Вероятно, все обстоит точно также, если речь идет о еще более вредных привычках (пьянство, наркотики и т.д.).

Наши уважаемые психологи задавали школьникам вопросы, ответы на которые могут дать важный результат. Насколько разрушительны для вредных привычек все виды добрых увлечений: искусством, спортом, ремеслом и т.д.?

Первый вопрос касался того, как проводят свободное время старшеклассники. Оказалось, что из более сотни учащихся подавляющее большинство очень неопределенно проводит свой досуг: “Гуляю”, “Смотрю телевизор”, “Играю в игры” – вот основной перечень ответов. Или еще более неопределенное: “тусуюсь с друзьями”…

Второй вопрос – вопрос о наличии серьезного спортивного или творческого увлечения. Многие ли из наших лицеистов глубоко и серьезно заняты большим и хорошим делом? Оказалось, очень немногие. Из более сотни ребят всего лишь единицы. Меньше десятка.

Здесь стоит оговориться, что очень многие старшеклассники заняты на подготовительных курсах, кто-то посещает репетитора и т.д. но это – учебная работа. Мир увлечений для многих – еще не открытая страница.

Третий вопрос был простейшим. Считаете ли вы, что здоровый образ жизни – это хорошо. Все считают, что хорошо. Так почему же не все его ведут?

Четвертый и пятый вопросы касались конкретно вредных привычек. “Да” или “нет”? Как часто? И, главное, почему? Учитывая, что далеко не все признаются в анкетах в самых глубоких тайнах, можно сказать, что не так уж много старшеклассников находятся в “зависимости”. Ну а те, кто признался в каких-то слабостях, пояснили причину примерно так: “мне нравится, что другим нравится”, “за компанию”, “чтобы не выпасть из тусовки”. Явно читается одна из причин – не отрываться от того общества, в которое попал.

А вот если бы за компанию сходить в музей? На лыжах? За компанию заняться бы рукоделием? Так почему же нет компании рукодельников? А, может быть и есть. Но в этом почему-то стараются не признаваться. Непрестижно плести корзины и шить тапочки.

Выходит, в “мир иллюзий” чаще всего погружаются именно те, кто подвержен влиянию “массовости” и те, кто не имеет хороших, серьезных увлечений. Сами школьники сознаются в этом при ответе на шестой вопрос: “Влияют ли хорошие увлечения на возможность формирования дурных привычек?”.

Практически все ответили примерно так: “У того, кто занят важным и интересным делом, нет времени на глупые привычки”. Можно добавить следующее. У ребят, занятых творчески, внутренний мир достаточно богат, он не требует каких-либо “заморочек”, уводящих от реальности, приносящих иллюзии и бредовые фантазии.

Итак, наше маленькое исследование подошло к концу. В завершение хочется сказать, что любой огород, даже с самой плодотворной почвой, зарастет сорняками, если не возделывать его, не выращивать культуру. Так и в душах, наверно. Сорняки растут сами. Но только там, где для них находится место.

Наверх

Авторы

Анна Тихонова, 8а класс

Никита Салоп, 9а класс

Анна Борзых, 9г1 класс

Мария Сёмина, 9в класс

Алексей Каменский, 11а класс

Елена Зайцева, 10б класс

 

 

Наверх