введение хронология причины Дальний восток корабли основные события карта |
Основные события|С.О.Макаров Немного в истории людей столь многогранного таланта, каким был Степан Осипович Макаров, известный как флотоводец, военный теоретик, герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов. С юных лет он служил на флоте, пройдя нелегкий путь до чина вице-адмирала, командующего эскадрой. На любых флотах и постах под разными широтами Макарова отличало стремление изобретать, создавать что-то новое. Степан Осипович Макаров родился в городе Николаеве 27 декабря 1848 года. Его отец, О.Ф. Макаров был прапорщиком, начал свою службу матросом на флоте, а за отличие был произведен в офицеры и стал потомственным дворянином. В 1868 году С.О. Макаров первым по успеваемости окончил морское училище в Николаевске-на-Амуре и был произведен не в штурманы, как прочие, а в гардемарины. Первую морскую практику он проходил в Сибирской военной флотилии на клипере "Стрелок", вторую - на военном транспорте "Манчжур". В те годы родился принцип моряка: "в море - дома, на берегу - в гостях". Девятимесячное плавание на флагманском корабле "Богатырь" стало для него серьезной морской школой. В 1867 г. в журнале "Морской сборник" была опубликована первая научная работу Макарова "Инструмент Алкинса для определения девиации в море". Плавая в составе эскадры под командованием вице-адмирала Г.И. Бутакова, мичман Макаров на практике познакомился с системой боевой подготовки военных кораблей и их экипажей, а затем стал развивать ее с учетом современных требований. Деятельность Макарова в области непотопляемости кораблей началась в 60-х годах на Балтийском море. Когда "Русалка" во время одного похода получила пробоину и чуть не погибла, Макаров начал серьезно работать над проблемой непотопляемости. Первым серьезным нововведением явился так называемый "макаровский пластырь", который следовало иметь готовым на случай аварии каждому судну. Пластырь представлял собой несколько слоев парусины прямоугольной формы, обшитой по краям тросом и имеющей по углам тросы либо цепи для растяжки. Морские суда использовали пластырь с пришитым к холсту простеганным матом. Адмирал Г.И. Бутаков одобрил предложенную систему непотопляемости и вынес ее на обсуждение в Морском техническом комитете. К сожалению, представители комитета приняли только часть системы Макарова, и лишь через 35 лет передовые идеи талантливого моряка смогли осуществиться. При больших пробоинах (от тарана или мины) мягкий пластырь могло затянуть в отверстие, и Макаров предложил рейковый пластырь. Вторым средством, способствующим непотопляемости, стали глухие крышки люков на палубах и втором дне, не позволяющие воде вливаться в нижние отсеки. Именно из-за отсутствия крышек, оставленных в порту, "Русалка" погибла в 1893 году на переходе из Ревеля (Таллина) в Гельсинфорс (Хельсинки). Изучив идеи Макарова, многие европейские страны сразу же стали их использовать в строительстве паровых броненосных кораблей. Позднее теорию непотопляемости судна развил выдающийся ученый-кораблестроитель, профессор А.Н. Крылов. 1 января 1871 года Макаров за отличную службу досрочно получил чин лейтенанта и 200 рублей в качестве награды. Занимавшийся постройкой броненосного флота А.А. Попов с 1872 года привлек лейтенанта Макарова к обеспечению непотопляемости новых кораблей: броненосца "Петр Великий", поповок и фрегатов. В 1875 году Макаров издал работу "О непотопляемости судов", в которой изложил этот опыт и свои выводы. Он предложил разделить корпус судна на отсеки водонепроницаемыми поперечными переборками, создать второе дно и второй борт, разделенные на мелкие отсеки. Водоотливная система по его проекту состояла из магистральных труб, связанных с трубами в отсеках, что позволяло при необходимости осушать и заполнять любые отсеки. За большие успехи в повышении боеспособности военного флота Макаров в 1873 году награждается орденом Станислава 3й степени, а в 1876 году - орденом Святой Анны 3й степени. В ходе очередной русско-турецкой войны, которая началась в 1877 году, лейтенант Макаров ввел необычный способ применения минных катеров, перевозимых на вооруженных пароходах. Командуя с 1876 года специально выделенным для испытаний пароходом "Великий князь Константин", Макаров скоро превратил его в великолепный боевой корабль с экипажем, прекрасно подготовленным для неожиданных ночных атак. Помимо "Великого князя Константина", таким же образом были оборудованы еще четыре парохода. Как главный специалист по непотопляемости Макаров читал лекции в Кронштадте, производил расчеты, но в полной мере серьезно к вопросам непотопляемости на флоте не отнеслись, что видно из трагедии "Русалки". Со временем А.Н. Крылов составил специальные таблицы затопления отсеков на основе разработок Макарова. Макаров для уменьшения качки рекомендовал использовать перетекание воды через отверстия. Основанные на этом методе успокоители качки Фрама появились через полтора десятилетия. Впервые торпеды были применены им в боевых действиях зимой 1877-1878 гг. в районе Анатолийского побережья. За большие заслуги и успешное проведение операций в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Макаров был награжден орденом Святого Георгия 4й степени и золотой саблей с надписью "За храбрость". К концу войны он имел звание капитана II ранга. Макаров явился основоположником тактики боевого применения минно-торпедного оружия и определил пути ее развития в будущем. За удачную переброску войск на пароходе "Великий князь Константин" на Черном море Макаров получил орден Станислава 2й степени. Разбирая боевые качества корабля, Макаров выделил в качестве оборонительных его свойств кроме непотопляемости также неуязвимость (способность оставаться невредимым от неприятельских ударов) и живучесть (способность судна продолжать бой, имея повреждения в различных боевых частях). С марта 1880 года Макаров по приглашению генерала М.Д. Скобелева участвовал во второй Ахалтекинской экспедиции в качестве помощника по морской части. Все полученные данные он свел в таблицы и, проанализировав, изложил в работе "Об обмене вод Черного и Средиземного морей". За эту работу Российская академия наук присудила ему Макарьевскую премию в размере 1000 рублей. Помимо этого он стал действительным членом Русского географического общества. В 1882 году Макарова произвели в капитаны I ранга и направили служить на Балтику в качестве флаг-капитана (начальника штаба). В то же время Макаров продолжал заниматься исследованиями по проблеме максимального сокращения расхода топлива, необходимого для поддержания нужного давления пара в котлах и быстрого поднятия паров. С 17 сентября 1885 года по 20 мая 1889 года командир корвета "Витязь" капитан I ранга Макаров находился в кругосветном плавании со специальными научными и военными целями. В капитальном труде "Витязь" в Тихом океане" находятся подробные гидрографические описания. Труд Макарова получил высокую оценку. В Российской академии наук ему была присуждена полная Макарьевская премия и Золотая Медаль от Географического общества. За отличие по службе Макаров в 1890 году был произведен в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом практической эскадры на Балтийском море. Осенью 1891 года контр-адмирал Макаров стал главным инспектором морской артиллерии. Наиболее важное его изобретение во время работы в этой должности - специальный колпак из мягкой стали, предназначенный для бронебойных снарядов, получивший название "макаровский". В ноябре 1894 года контр-адмирала Макарова назначили командующим эскадрой на Средиземном море, а в январе 1895 года эскадра направилась в Тихий океан. Там он провел исследования в проливе Лаперуза, на основании которых Гидрографическое управление издало "Карту западного берега Японского моря от залива Св. Владимира до залива Америка". После окончания японско-китайской войны 1894-1895 гг. Макаров вернулся на родину, где вступает в командование практической эскадрой Балтийского моря. 20 августа 1896 года Макаров был произведен в вице-адмиралы и назначен старшим флагманом 1-й флотской дивизии. Весной 1897 года С.О. Макаров предложил построить большие ледоколы, чтобы поддерживать зимой навигацию в Финском заливе и Балтийском море, а летом обеспечивать морские перевозки вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Использование мощных ледоколов для летних перевозок грузов по Северному морскому пути позволяло значительно уменьшить стоимость доставки на Дальний Восток и обратно товаров, ранее направлявшихся по суше или далекими океанскими маршрутами. 17 октября 1898 года в Ньюкасле ледокол "Ермак" был спущен на воду, а 19 февраля 1899 года принят комиссией, после чего отправился в Кронштадт. Всеми работами по строительству, начиная от переговоров с заказчиком и заканчивая прибытием "Ермака" в Россию, руководил непосредственно Макаров. Уже весной 1899 года ледокол освободил из ледового плена 11 торговых судов недалеко от Ревеля (Таллина), взломав ледяное поле вокруг них. В декабре 1899 года вице-адмирала Макарова назначили главным командиром Кронштадского порта и военным губернатором Кронштадта - высшим должностным лицом Балтийского флота. В этот период жизни он начал заниматься проблемой исследования Арктики с помощью ледоколов, которая зародилась у него еще в 1892 году. В июне месяце 1901 года ледокол "Ермак" окончательно
передали торговому флоту Балтийского моря. Макаров написал книгу "Ермак"
во льдах", доказывая, что после доработок конструкции ледокол способен
работать в Арктике. В своем труде "Без парусов" Макаров разработал
вопросы обучения и воспитания личного состава флота в мирное время. Внимательно следя за обстановкой на Дальнем Востоке, 26 января 1904 года вице-адмирал Макаров направил руководителю Морского министерства письмо о неизбежности нападения японцев на Тихоокеанскую эскадру в Порт-Артуре. Предупреждение было проигнорировано, а 27 января японский флот совершил нападение на российские корабли, серьезно повредив крейсер "Паллада" и два лучших броненосца "Ретвизан" и "Цесаревич". Это послужило началом русско-японской войны. 1 февраля вице-адмирала Макарова назначили командующим Тихоокеанским флотом, однако все его усилия по укреплению сил российской эскадры на Тихом океане не увенчались успехом из-за разногласий между руководителями Морского министерства. 24 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров прибыл в крепость Порт-Артур, где сразу же начинает изучать обстановку, сложившуюся к этому времени не лучшим образом. В первый же день прибытия он с огромной энергией взялся за боевую подготовку эскадры, непосредственно участвуя в действиях на море. Личное присутствие легендарного флотоводца резко повысило оптимизм моряков и их боевой дух. Прибывшие с ним из Петербурга квалифицированные рабочие быстро восстановили поврежденные японцами три корабля. 31 марта эскадра под руководством Макарова вышла навстречу японскому флоту. Броненосец "Петропавловск", на котором находился Макаров, согласно официальной версии, подорвался на японских минах и затонул. Теперь становится ясно, что гибель Макарова в значительной мере способствовала поражению России в этой войне. Вот и толкуй тут о "роли личности в истории". Версия такова о подрыве на минах по многим причинам весьма сомнительна. Дело гораздо больше похоже на диверсию, хотя вряд ли это когда-нибудь будет точно доказано. После гибели адмирала русская эскадра как парализованная замерла на внутреннем рейде Порт-Артура. Заметим, что японский флот понес гораздо более серьезные потери: на русских минах подорвались и затонули два новейших броненосца и несколько крупных кораблей, но преимущество на море по-прежнему оставалось за японским флотом. Началась осада Порт-Артура... И в заключение хочется отметить, что Макаров - уникальная русская личность в истории российского флота. В нем необыкновенно органично сочетались талант великого флотоводца и выдающегося ученого, который смог за короткий срок значительно усилить мощь российского флота. Его имя носят военно-морские училища в городах Владивостоке и Петербурге, а также арктический ледокол. |