Для чего служит поэзия? Отношение к творчеству
Безусловно, каждый взявшийся за перо так или иначе задумывался о смысле и цели своей деятельности.
В русской поэтической традиции с девятнадцатого века существовало два ответа на вопрос, чему служит искусство, поэзия. Первый вариант ответа принадлежит Пушкину: искусство служит вечным ценностям бытия, "служенье муз не терпит суеты", оно независимо от веяний времени, насущных сиюминутных потребностей, категория пользы ему незнакома. Второй вариант ответа дает Некрасов: "Я лиру посвятил народу своему". В противопоставлении "поэт / гражданин" он выбирает гражданина, говоря, что поэзия должна служить "великим целям века", века, а не вечности.
Поэзия двадцатого века также ставила перед собой и пыталась отвечать на этот вопрос - вопрос о смысле и цели искусства. Символисты видели в поэте избранника, осуществляющего связь между вечностью, истиной, тайной и людьми, человека, наделенного особыми способностями и несущего особую миссию, расплачивающегося за творчество ценой утраты части души, ценой отказа от простого человеческого счастья. Акмеисты видели в поэте Адама - первооткрывателя мира, дающего имена всему сущему. Иначе относились к роли поэта футуристы. Поэт - это тот, кто своим творчеством приближает будущее. И не в мистическом плане, а вполне конкретно. Именно такое отношение к творчеству декларировал Маяковский.