Революционность в поэзии Маяковского
Революция обозначает новые оттенки в теме поэта и поэзии у Маяковского. В 1918 году он пишет стихотворение "Приказ по армии искусств". Здесь, в самом названии важно прежде всего новое представление об искусстве как об армии. Это совершенно новое определение искусства, которое для Маяковского значимо. Важен и жанр - приказ (ослушание невозможно!)

Если армия, значит, бой. С кем? Против кого? За что? На эти вопросы можно попытаться найти ответ в стихотворении. Бой против "старья" и в искусстве, и, прежде всего, в жизни. Бой за нового человека, новый мир, новое искусство. В самом начале стихотворения содержится призыв: "Товарищи! / На баррикады! - / баррикады сердец и душ". Если речь идет о "баррикадах сердец и душ", то значит, что новое искусство должно стать оружием в этой войне прошлого и будущего.

Песня должна "громить вокзалы", приводить в движения колеса паровоза, поднимать в бой полки настоящей армии ("Все совдепы не сдвинут армий, / если марш не дадут музыканты"). И поэтический арсенал футуриста совсем не похож на изобразительные средства старого искусства: "Улицы - наши кисти. / Площади - наши палитры". Голос нового поэта - это песня и свист. Не изящная звукопись, а неблагозвучные "эр, ша, ща" - вот его "хорошие буквы". Его музыка - это невообразимое совмещение рояля и барабана, и обязательно, "чтоб грохот был, чтобы гром". Арена нового искусства - улица. На улицу нужно тащить рояли и барабаны, на улицу призваны идти "футуристы, барабанщики и поэты". Это стихотворение - декларация нового искусства, искусства деятельного, преобразующего, боевого, воюющего за новый мир, за сердца и души.
Песня должна запустить шахты, вывести пароходы из доков, дать "уголь с Дону", "нефть из Баку". Может ли искусство решать такие прикладные задачи? С точки зрения Маяковского, может и должно. Но для этого оно должно стать лозунгом, плакатом, сменить философский пафос на агитационный. Для него поэзия - это род оружия.
Предыдущая страница Главная страница Следующая страница