Различие в интерпретации темы поэта и поэзии в стихотворениях Маяковского
Есть единственное, пожалуй, существенное отличие в интерпретации темы поэта и поэзии в стихотворениях 1918-1921 годов от более поздних. Ранние стихи оптимистичны. Лозунги, призывы, бодрость голоса и духа, угроза по отношению к "несогласным" - вот их эмоциональный фон. В более поздних стихах появляется нота горечи. Оказывается, что поэзия - "пресволочнейшая штуковина", что поэтическое сердце острее переживает боль непонимания и неудач, что приходится "себя смирять, становясь на горло собственной песне". Смирять, чтобы лирическая нота не вырвалась из сердца, которое осталось все таким же ранимым и нежным, как и пятнадцать - двадцать лет назад. И все-таки поэту не кажется чрезмерной цена, которую он платит за то, чтобы быть нужным "своей стране", быть на переднем крае битвы за новую жизнь.
Но это - поэтическая декларация. В жизни все было трагичнее и страшнее. В жизни приходилось, особенно в последние годы, доказывать свое право называться поэтом революции, в жизни приходилось становиться не только на горло собственной песне, но и собственным убеждениям - например, вступать в РАПП, с писателями которого у него не было ничего общего. В жизни приходилось смириться с тем, что никто не пришел на его выставку, посвященную двадцатилетию творческой деятельности. Кто знает, может, именно эти трагические противоречия он и разрешил выстрелом в сердце - ту самую "бабочку поэтиного сердца", о которой он говорил еще совсем молодым?