|
|
Виртуальный Музей Литературных Героев
|
Автор
|
Гоголь
|
Произведение
|
...
|
Герой
|
...
|
Место
|
...
|
|
Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
Умер в 1852 году в Москве. Жизнь и творчество Гоголя тесно связаны с Петербургом.
Именно в этот город, в прекрасную столицу он приехал, окончив гимназию в 1828 году, одержимый честолюбивыми планами,
надеждами. В Петербурге началась его литературная деятельность (публикация стихотворения "Италия"
в журнале "Сын Отечества" в 1829 году). В Петербурге происходит его сближение с людьми, сыгравшими
огромную роль в его личной и творческой биографии - Жуковским, Пушкиным. В Петербурге он узнал
первый истинный литературный успех после публикации "Вечеров на хуторе близ Диканьки" в 1831 году.
Еще дома Гоголь мечтал об "уютной комнатке с окном на Неву", где он сможет жить и работать, принося
пользу России. Однако, приехав в город своей мечты, будущий писатель понял, что такое жилье ему не
по средствам, поскольку на Невских набережных селились люди богатые и знатные. Петербургские адреса
Гоголя в основном связаны с Гороховой, Большой Мещанской, Екатерининским каналом, Мойкой, Офицерской
- местами, где мелкий чиновничий люд селился в доходных домах.
Сначала будущий писатель пытался поступить на сцену в труппу Большого театра, но простая реалистическая
манера чтения его не пришлась по вкусу инспектору труппы Храповицкому, который заявил, что "испытуемый
оказался не способен не только к трагедиям, но даже к комедии". Пришлось искать место чиновника.
Службу свою Гоголь начал с должности мелкого чиновника в департаменте государственного хозяйства
и публичных зданий при министерстве внутренних дел. Канцелярская работа казалась писателю
"глупой и бестолковой" и ничего общего не имела с мечтой о служении человечеству. В это время Гоголь
активно работает над "Вечерами на хуторе близ Диканьки" - книгой, принесшей ему литературную известность.
В начале 1830 года писатель меняет место службы и переходит в департамент уделов, где и почерпнул
то удивительное знание нравов, интересов и типов чиновников, которое так поразило впоследствии
читателей "Петербургских повестей" и зрителей его пьес. Отдушиной в скучной, рутинной чиновничьей
работе было не только писательство, но и занятия в классах Петербургской Академии Художеств,
где были почерпнуты им знания о жизни художников, которые потом воплотятся в "Невском проспекте"
и в "Портрете". В 1834 году Гоголь благодаря хлопотам Жуковского, Пушкина и прежде всего Плетнева
получает место преподавателя истории в Петербургском университете. Работает он страстно, увлеченно
и плодотворно в течение года. Его лекции вызывают интерес у студентов. Однажды в студенческую
аудиторию вошли Пушкин и Жуковский. Увлеченная лекция Гоголя привела их в восторг. Однако
отношение профессоров к популярному молодому преподавателю, не имеющему академического
образования, было сложным, да и времени лекции и подготовка к ним отнимали много в ущерб работе
литературной. Гоголь уходит из университета. В одной из старых университетских аудиторий есть
мемориальная доска, установленная Советом Университета в 1909 году в память о деятельности великого
писателя в этих стенах.
Еще одна страница гоголевской биографии связаныа с Петербургом. Страница эта - театральная.
Неудача на актерском поприще не убила любви писателя к театру. Более того, в нем укрепилась
вера в большое общественное значение театра. Однако репертуар современного театра - пошлые
мелодрамы с убийствами, пожарами, дикими страстями, перелицованные французские водевили не
удовлетворяли Гоголя. Писатель начал работу по созданию истинно русского репертуара. Благодаря его
трудам на отечественной сцене появились "Ревизор", "Женитьба". Однако путь этих гоголевских
творений на сцену был не так прост: цензурные мытарства, работа с актерской труппой, репетиции...
В 1836 году в Александринском Императорском театре состоялась премьера его комедии "Ревизор".
Александринский театр в 30-е годы был центром театральной жизни столицы, живой интерес к его
спектаклям проявляли все слои петербургского общества. Гоголь стремился к реалисичности,
максимальному правдоподобию постановки. 19 апреля 1836 года театр был полон. В царской ложе в
осседал Император Николай I со свитой. Постановка вызвала настоящую бурю. Впервые на русской сцене
шла подлинно реалистическая сатирическая комедия, поднимавшая насущные проблемы русской жизни.
В 1836 году Гоголь уехал за границу и постоянно в Петербурге уже никогда не жил.
Петербургской теме посвящены произведения Гоголя "Невский проспект", "Нос", "Портрет", "Шинель", объединенные общим
названием "Петербургские повести". В них писатель, отойдя от пушкинской традиции, изобразил
город мелких чиновников, мещан. Он открыл читателю Коломну, петербургскую окраину, "где все тишина и отставка".
Белинский писал, что произведения Гоголя могли быть созданы не только человеком бесспорно талантливым,
но и человеком, безусловно "знающим Петербург не понаслышке". В судьбе Гоголя-человека и Гоголя-художника Петербург
сыграл огромную роль.
|
|
[
zitech
]
de-z!gn 2ooo
IE >3.* supported
|
|
|