|
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Однако жизнь величайшего русского поэта, все его творчество, его духовная и человеческая биография теснейшим образом связаны с Петербургом.
Это был город его учения, город первых литературных опытов, город, в котором пришли к нему известность и слава. Это был город, где всегда ждали его друзья, учителя, единомышленники. Петербург для поэта тесно и неразрывно связан с Царским Селом, с Лицеем, которое он назвал своим духовным Отечеством.
Адреса, связанные с именем Пушкина, в Петербурге разнообразны: это и демократическая Коломна, где он жил по окончании Лицея вместе с родителями в доме №185 по Фонтанке, где была написана поэма "Руслан и Людмила", откуда выехал он в изгнание, чтобы через 5 лет вернуться знаменитым, первым поэтом России, и особняк президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки А.Н. Оленина, находившийся тоже на Фонтанке, но в более аристократической ее части, где случилось "чудное мгновенье" встречи поэта с А.П. Керн. Это и Большой театр, о котором поэт взволнованно и восторженно рассказывает в первой главе "Евгения Онегина", - почитателем и завсегдатаем этого театра поэт был всегда. Это и дом братьев Тургеневых на Фонтанке, 20, из окна которого виден Михайловский замок - "свидетель падшей славы": именно там была написана ода "Вольность", там же проходили заседания литературного общества "Арзамас". Это и здание на Екатерингофском проспекте, 35, где в доме Никиты Всеволожского собирались члены "Зеленой лампы" - литературно-политического кружка, объединявшего молодых российских вольнодумцев. Это и Демутова гостиница на Мойке, где поэт часто останавливался в конце 20-начале 30 годов. Здесь была написана "Полтава", здесь встречался он с приехавшим из Персии Грибоедовым, Мицкевичем и пр. Это дом на загородном проспекте, 9, где жил лицейский друг поэта А. Дельвиг, на "средах" у которого собирались лучшие представители петербургской аристократической интеллигенции. После женитьбы поэт пытается создать "ДОМ", дом как идеал, как центр духовной жизни. О напряженных поисках, но, к сожалению, не только о них, а и о трудностях жизни поэта в этот период, свидетельствует калейдоскопическая смена адресов: Галерная, Фурштадтская, Большая Морская, Пантелеймоновская, Французская набережная… "Кружусь в свете, жена моя в большой моде - все это требует денег, деньги даются мне через труды, а труды требуют уединения", - писал поэт в начале 1833 года. В это же время он пишет: "Петербург совершенно не по мне, ни мои вкусы, ни мои средства не могут к нему приспособиться".
Читая письма и дневники поэта этого периода, а также воспоминания современников о нем, начинаешь понимать, что не город "не по нему", а светский образ жизни, суета, отсутствие возможности для творчества тяготят Пушкина. Именно эти причины обусловили желание поэта покинуть столицу и поселиться в деревне, среди тишины и покоя, столь необходимых для творчества. Если говорить о других местах, любимых поэтом, связанных с его творческой биографией, то нельзя не упомянуть Летний сад, о котором Пушкин пишет: "Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома". Часто можно было встретить поэта в книжной лавке Смирдина на Невском проспекте, 22.
В 1836 году Пушкин переезжает на свою последнюю петербургскую квартиру - в дом на Мойке, 12. Здесь он много и напряженно работал, редактируя "Современник", здесь была завершена работа над "Капитанской дочкой", написано стихотворение, посвященное последней лицейской годовщине, ответ Чаадаеву на его "Философическое письмо". В этом доме суждено было переживать поэту мучительные и горькие моменты, связанные с тем, что его святыни - семья и дом - стали объектом светского злословия и сплетен. Из этого дома ушел он на роковую дуэль с Дантесом, встретился в кондитерской Вольфа на Невском со своим секундантом Данзасом и мимо Петропавловской крепости отправился в санях на Черную речку. В этот дом его привезли, смертельно раненного. Здесь прошли последние часы его жизни, мучительные и в то же время свидетельствующие о силе и благородстве его духа. Здесь бессменно дежурили его друзья, здесь на дверях вывешивался бюллетень с информацией о состоянии здоровья Пушкина. Здесь, у этого дома, по свидетельству современников, в эти горькие дни перебывал едва ли не весь Петербург. Из этого дома его гроб был перенесен для отпевания в Конюшенную церковь, а потом отправлен к месту вечного упокоения - в Святогорский монастырь.
В творчестве величайшего поэта России Петербург возникает и в "Евгении Онегине", и в "Медном всаднике", и в "Пиковой Даме", и в "Арапе Петра Великого", и в "Станционном смотрителе", и в стихах разного времени… Разноликий "город пышный, город бедный" создан Пушкиным с любовью и необыкновенным знанием. Можно сказать, что поэтически-возвышенное, торжественное начало в изображении города в творчестве Пушкина соседствует с мрачно-трагическим. Белая ночь и смертоносная сила наводнений, прекрасная архитектура и нищета, горечь человеческих судеб… Можно сказать, что Пушкинский Петербург словно продолжал себя в повестях Гоголя и романах Достоевского, в стихах поэтов "серебряного века".
|
|