На этот вопрос автор пытается дать ответ, познакомив Ярикова с попом.
Почему же неверующий человек ищет успокоения в общении со священником?
Да потому, наверное, что в нем на генетическом уровне, от предков, заложена
идея веры, когда в храме человек находил ответы на многие мучившие его
вопросы.
Интересно, что Шукшин называет своего священника "попом",
используя стилистически "сниженное", разговорное слово.
Действительно, шукшинский "поп" не укладывается в образ классического
церковного служителя: он физически скорее похож на грузчика или тяжеловеса,
любит выпить рюмку - другую, говорит грубоватые речи, может полезть в
драку и не даст себя в обиду: "Если мне кто-нибудь в этом великолепном
соревновании сделает бяку в виде подножки, я поднимусь и дам в рыло. Никаких
"подставь правую". Дам в рыло, и баста". Под "великолепным
соревнованием" герой имеет в виду жизнь, и это представление о земном
бытии человека совсем не соответствует христианским канонам, по которым
должен человек проживать свою земную жизнь, смирив гордыню и не заботясь
о делах земных. А выражение "дам в рыло" - это уже почти площадная
брань, которая, как говорит сам герой, никак не укладывается в рамки христианской
нравственности.
Поп пытается познать устройство этого мира, понять, зачем все создано,
для чего живет человек, почему "две тысячи лет… конца не предвидится"
страшной войне добра со злом, "…но это океан. И стаканами его не
вычерпаешь". Действительно, человек не может докопаться до истины:
слишком уж она глубоко зарыта. У него один выход - верить, но у советского
человека отняли духовную веру, а вместе с нею и надежду. Шукшинский поп
страдает оттого, что ему не хватает веры "в вечность, в вечную огромную
силу и вечный порядок, который будет". Силу и страстность этой мечты
автор показывает, трижды повторив в одной небольшой фразе слова "вечность,
вечный". Без такой веры человеку на земле прожить невозможно. И поэтому
страдающие люди пытаются найти правду в стакане. "Когда мы пьем это,
мы черпаем из океана в надежде достичь дна. Но стаканами, стаканами, сын
мой! Круг замкнулся, мы обречены". И эта мысль - мысль об обреченности
- тоже никак не может быть названа христианской. И все же шукшинский поп
- верующий человек, потому что жизнь без веры для него невозможна.
Сам поп принял веру в Жизнь, смысл которой - "бежать со всеми,
а если удастся, то и обогнать других…"
Через мироощущение попа Шукшин высказывает главную мысль рассказа: человеку
нужна вера!
В финале Шукшин рисует страшную сцену: "Оба, поп и Максим, плясали
с такой какой-то злостью, с таким остервенением, что не казалось и странным,
что они - пляшут.
Трудно сказать, вкладывал ли Шукшин особый смысл в эту деталь, но мне
кажется, что не случайно поп в рассказе изображен больным, причем страдающим
тяжелой болезнью легких - важнейшего органа - органа дыхания. Ведь дышать
- значит жить. Он действительно болен, как и главный герой - Максим Яриков.
Дьякон А. Кураев в книге "Школьное Богословие" пишет о том,
что в течение нескольких десятилетий наши соотечественники дышали отравленным
воздухом атеизма, и это неизбежно приводило многих к болезням духа. Выздоровление
от этих недугов идет очень медленно и болезненно, люди проходят через
увлечение оккультизмом, магией и другими примитивными формами веры. Однако
главное состоит в том, что жажду веры убить в людях невозможно. Именно
об этом, на мой взгляд, и пишет Шукшин, который отнюдь не идеализирует
своих героев, хотя и любит в них то светлое начало, которое они сохранили
в своей нелегкой жизни.
|