Рассказ "Крепкий мужик"
В рассказе "Крепкий мужик" Шукшин показывает
героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками
русского человека.
Шурыгин, бригадир колхоза "Гигант", получив в
эксплуатацию новое складское помещение (здание церкви), решил снести его,
а кирпич, оставшийся после разрушения церкви, пустить на свинарник. Получив
разрешение председателя колхоза, он готовит тракторы для сноса церкви.
Причем, когда сбегается народ, он ощущает себя важным деятелем с неограниченными
полномочиями: перестает материться и не смотрит на людей - вроде и не
слышит их и не видит. Таким образом Шурыгин пытается показать свою, как
он считает, исключительность, важность исполняемой им миссии.
Народ пытается спасти церковь: просит, умоляет, требует, учитель призывает
людей становиться под церковную стену, но все напрасно: ведь, по мнению
самого Шурыгина, он совершает великий поступок, после которого его не
забудут. Он недаром вспоминает своего односельчанина Ваську Духанина,
который с церкви "крест своротил". Ему представляется, что именно
таким образом можно прославиться навек, обрести вечную память и почет
у односельчан. А хочется ему именно этого, как античному антигерою Герострату.
Однако его не простят, потому что церковь играла слишком большую роль
в жизни людей.
Церковь
в рассказе - образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую
душу: "как ни пристанешь, а увидишь ее - вроде уж дома. Она сил прибавляла…".
Она - хранительница прошлого, традиций, через нее проходили все этапы
человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали. У Шукшина в рассказе
есть одна очень важная деталь: кирпичи, из которых было сложено старое
здание, крепкие, как литье; даже когда церковь рухнула, они рассыпались
не по отдельности, а кусками - по несколько штук. Так же крепка и духовность,
объединяющее людей начало.
И не просто на старинное здание покушается "крепкий мужик" Шурыгин,
а на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в
слове, - на корни, истоки, веру.
И поэтому герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме.
И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать
ему бутылку, называют его "идолом", "дьяволом", жена
не готовит ужин и уходит к соседям и даже мать бранится, и теми же словами,
что и чужие бабы на улице у магазина: "идол", "дьяволина"…
Ей, старой, совестно и страшно за сына.
Действительно, вера, традиции - это то, что людей объединяет.
А тот, кто пренебрегает объединяющими началами, остается в полном одиночестве.
Кульминационной сценой рассказа является сцена падения церкви, которая
не может оставить читателя равнодушным. Образы, созданные Шукшиным, не
позволяют воспринимать церковь как простое строение. Нет! Она - живое
существо со своей историей, жизнью и смертью. "Смерть" церкви
вызывает глубокое сострадание. Шукшин, используя прием олицетворения,
"оживляет", "одушевляет" старое здание и передает
ощущение невыразимой боли, жалости к церкви при помощи образов, напоминающих,
если вдуматься, гибель живого существа.
"Хрустнуло одно бревно" - как будто кости хрустнули.
"…стена разодралась. Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой
стене пошла раскрываться" - словно рваная рана раскрылась прямо на
наших глазах.
Церковь умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее стон, жалостный
и молящий - он просит о помощи!
Не выдержала - "верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул
вниз". Умерла…Она лежала "бесформенной грудой, прахом".
Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее "убийце"
- Николае Шурыгине, который ради самоутверждения "свалил" церковь.
После прочтения рассказа у читателя остается глубокое презрение к Шурыгину
за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине, истории, пренебрежение
к вере, потому что его самовыражение происходит через разрушение святого.
Церковь выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала лишь человеческой
неблагодарности и бездуховности, а ведь сколько тайн, признаний, исповедей
хранила она в своих стенах; все это - прошлое, являющееся частью жизни,
которую никто не может разрушить, уничтожить или стереть.
Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а теперь
хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что есть церковь,
а без нее - пустота - материальная и душевная.
Важные слова Шукшин произносит в последнем абзаце произведения: "Мотоцикл
вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался
по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю
езду". Проявляется гоголевский мотив удали, размаха, типичный для
русского человека (вспомним "птицу тройку" из "Мертвых
душ", вспомним слова о том, что "какой же русский не любит быстрой
езды"). Но отсутствие духовного начала в сочетании с российской силой,
удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым последствиям.
|