Титаник.

...Сегодня про гибель "Титаника" знает не только каждый школьник, но и каждый младенец.

Про "Титаник" и его первый и последний рейс написаны миллионы книг и миллиарды статей. Про кинокартины, носящее это имя, и упоминать даже не стоит.

Так что мы ограничимся лишь кратким описанием этой громкой истории, а за более детальными данными мы отошлём вас к прекрасным, на наш взгляд, источникам, как русскоязычным, так и не очень.

Ну, и, конечно же, наш ФОТОАРХИВ - в этом месте вы найдете весь фотоматериал, посвященный "ТИТАНИКУ", каким мы только располагаем .

Итак, мы сегодня собрались тут с тем, чтобы попытаться рассмотреть официальную версию причин трагедии "Титаника" с другой стороны, а попросту говоря - начать своё собственное расследование, используя разнообразные неофициальные документы и материалы.

Конечно, невзирая на тщательный отбор, среди этой груды бумаг наверняка будет присутствовать искусно замаскированная фальшивка, и даже не одна, но тут уж ничего не поделаешь - искусство требует жертв.

Впрочем, свойство многих искусно сделанных фальшивок таково, что если ее невозможно выявить невзирая на все прилагаемые усилия - значит это не фальшивка.

"Титаник" на стапеле верфи "Garland&Wolf". Доделка носовой части.

ПРИЧИНА ГИБЕЛИ "ТИТАНИКА" - ДИВЕРСИЯ!.

...Версия о гибели "Титаника" от преднамеренного взрыва никогда не рассматривалась маститыми исследователями всерьез. О существовании такой версии имелись лишь смутные упоминания, и нам долго не удава-лось напасть на след оригинала. Однако проходило время, и собранные буквально по крупицам сведения позволили заострить на этой версии более пристальное внимание. А начало было положено документом, который попался на глаза еще три года назад, но не вызвал тогда сильной заинтересованности, его ценность лично для нас заключается еще в том, что он имеет сугубо отечественное происхождение - ни в одном из зарубежных источников, освещающих эту тему, он не упоминается до сих пор. В подлинности этого документа можно удостовериться, посетив этот адрес, который мы поместим на СТРАНИЦЕ ССЫЛОК. Мы же ограничимся, так сказать, кавер-версией, дополнив ее кое-какими иллюстрациями. Итак, вот этот документ.

Шаэн Хачатрян директор Национальной картинной галереи Республики Армения директор дома-музея Мартироса Сарьяна "ПОДРОБНОСТИ ГИБЕЛИ "ТИТАНИКА" Я УЗНАЛ ОТ ОЧЕВИДЦА"

...Гигантский океанский лайнер "Титаник" - вершина инженерного гения начала XX века - давно уже вошел в историю человечества как один из самых ярких и пронзительных символов хрупкости всего, что имеет отношение к человеческой жизни. Благодаря фильму Джеймса Кэмерона катастрофа, случившаяся в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года, вновь оказалась в центре общественного внимания. Документальные кадры, запечатлевшие лежащий на дне океана корабль, еще нимало не приблизили нас к окончательной разгадке тайны, окутывающей его гибель. Доныне не найдена трещина, возникшая в корпусе "Титаника" после столкновения с айсбергом. Она, эта 90-метровая трещина, коль скоро она и впрямь имела место, сокрыта песком и водорослями. Даже если будут установлены все обстоятельства, сыгравшие свою роль в этой трагедии, разуму человека вряд ли удастся постигнуть: как, отчего и по чьему промыслу лайнер, считавшийся последним словом инженерной мысли, погиб в первом же плавании, не успев удивить мир своей красотой и совершенством? Не потому ли давняя трагедия и сегодня тревожит и мучает душу, не потому ли мы, по крайней мере многие среди нас, принимают ее близко к сердцу? Что касается меня, то "Титаник" живет во мне с детства. Тому есть особая причина. На нем плыл близкий друг моего отца. До сих пор я как фамильную реликвию храню пожелтевший номер газеты "Нью-Йорк Таймс" от 16 апреля 1912 года с первыми сообщениями о трагедии.

...В годы первой мировой войны армянский народ, проживающий в Османской империи, стал жертвой геноцида, в ходе которого было уничтожено свыше полутора миллиона человек. Сотни тысяч беженцев нашли пристанище на Ближнем Востоке. В 1946 году часть и них - около двухсот тысяч - репатриировалась в Советскую Армению. В их числе была и наша семья.

...Той осенью теплоход "Россия" с семью тысячами пассажиров-армян, жаждавших жить на родине, вышел из Бейрута. Репатрианты забили все палубы, трюмы, коридоры. Наша семья и наши знакомые - все мы ютились на полу в углу большого зала. Долгий и не очень удобный путь скрашивал нам Вагинак Смбат-Бюрат - друг моего отца и сын известного западноармянского романиста Смбата Бюрата. ...Дядя Вагинак был отменным рассказчиком, и мы, дети - мне было тогда двенадцать лет,- внимали ему, затаив дыхание. В тот день он опять собрал нас, и я вновь услышал о "Титанике". Рассказ очевидца и участника знаменитой катастрофы навсегда запал мне в память, и когда фильм Кэмерона с триумфом прошел по экранам, я изложил услышанную в детстве историю в одной из ереванских газет. Публикация заинтересовала многих, а научная сотрудница Музея литературы и искусства Армении Мелания Егиазарян углубилась в архивы и обнаружила там рукопись воспоминаний дяди Вагинака. Кстати, Вагинак Смбат-Бюрат (Тер-Казарян) - одаренный литератор и публицист, вместе с отцом основал в Константинополе издательский дом "Современная библиотека". В его мемуарах - увлекательные страницы о замечательных деятелях армянской культуры, с которыми он был знаком. И... памятный мне сызмала рассказ о путешествии за океан, окончившемся крушением. Привожу его здесь, дополняя подробностями, почерпнутыми из рукописи. ...Весной 1912-го двадцатипятилетний Вагинак повез в Америку большую партию книг, изданных им совместно с отцом. Из Константинополя до Гавра доехал "Восточным экспрессом", оттуда переправился в Манчестер. Выяснилось, что ближайший корабль, отправляющийся из Саутгемптона в Новый Свет, - это "Титаник", и Вагинак ухитрился приобрести на него билет. Ясным апрельским утром чисто выбритый, щегольски одетый, с кепи "томми" на голове, в массивных американских очках и с трубкой во рту, молодой армянин вышел из гостиницы "Осирис" и отправился в порт. Его соседями по восемьсот четвертой каюте были два крайне замкнутых английских джентльмена и француз из Эльзаса по имени Морен, ровесник Вагинака. Вагинак с детства прекрасно владел французским языком (впоследствии в Ереване он преподавал его в школе), и молодые люди быстро подружились. Они вместе проводили время на палубе, в кают-компании, в баре и библиотеке. После полуночи 14 апреля (англичане уже спали, а приятели только-только легли) Вагинак увидел - от мощного взрыва погас ночник. "Что это?" - спросил он. "Боюсь, не грозит ли нам опасность", - откликнулся Морен. Англичане попадали от сильного толчка на пол, один поранил руку, другой голову. Молодые люди оказали им помощь и, набросив что-то на себя, вышли из каюты. Все было спокойно. Попытки выяснить, что произошло, ни к чему не привели. Но через некоторое время приятели заметили, как матросы готовят спасательные шлюпки и услышали команду: "Только для женщин и детей!" Когда пассажиров охватила паника - шлюпки между тем опускали на воду, - Вагинак надумал кинуться в одну из них и, несмотря на команду, попытать счастья. В это мгновенье раздался пистолетный выстрел; умник наподобие Вагинака рухнул в волны. "Этот бедолага спас мне жизнь", - шепнул Вагинак. "И мне тоже", - отозвался Морен. Они помолчали. "В Италии, на реке Пьяве, я выучился недурно плавать", - сказал Морен. "А я на Босфоре", - ответил Вагинак. Они решили рискнуть и понадеяться на чудо. ...Из вещей Вагинак взял только паспорт и деньги - сорок три фунта стерлингов, - соорудил мешочек и привязал его на шею. Морен раздобыл два спасательных круга. Когда лодки немного отдалились от корабля, нос которого уже погрузился в пучину, и пассажиры были вольны выбирать свою судьбу, приятели нашли место поудобней и бросились в воду. ...Годы спустя в книге Уолтера Лорда "Последняя ночь "Титаника" я прочел: "Среди людей, бросившихся с палубы, были армяне, французы и итальянцы". О других пассажирах-армянах я никогда не читал, и мне кажется, что автор имел в виду не кого иного, как дядю Вагинака. ...Море было довольно спокойным, однако внезапная волна разбросала приятелей. Вагинак чувствовал, что руки и ноги у него коченеют, он сильно ослаб, однако все-таки расслышал страшный грохот. Оглянулся. Корабля уже не было. Тут его накрыло волной, и он упустил спасательный круг. Уже теряя сознание от усталости и холода, Вагинак стукнулся обо что-то затылком. Лодка! Он вцепился в нее обеими руками и на ломаном английском прохрипел: "Сейф май лайф ту нейм оф Крайст!" ("Спасите меня Христа ради!"). В ответ услышал грубую брань, и безжалостные удары весла заставили его разжать окоченевшие пальцы. ...Очнулся Вагинак на палубе корабля. В глазах двоилось, голова разламывалась. Он увидел людей, подвешенных точь-в-точь как бараньи туши, изо рта у них лилась вода. Немного погодя пришел его черед - его тоже подвесили вверх ногами, пытаясь избавить от воды, которой он нахлебался. ...Вечером спасшая Вагинака и других счастливцев "Карпатия" подошла к Нью-Йорку. На причале теснилась бесчисленная толпа; плач, крики, стоны. Вагинака на носилках перенесли в фургон и отвезли в больницу. Он потерял и паспорт и деньги, был без сил, однако ликовал, что остался в живых. А через двенадцать дней, лежа в палате, услыхал зовущий его голос: "О май диар бой!" ("О мой дорогой мальчик!") Его обняла плачущая женщина. Ей было за пятьдесят, и звали ее миссис Астор. Она-то и была его спасительницей. Когда на Вагинака обрушились удары весла, миссис Астор непререкаемым тоном приказала вытащить юношу из воды, поскольку он ее сын, а муж остался на корабле и погиб. Она протянула Вагинаку паспорт и деньги, которые сняла с его шеи, и пригласила к себе домой, на Пятое авеню, 18... ...После того как всех уцелевших пассажиров одного за другим допросили и каждому, кто спасся, вручили по двести долларов (а семьям погибших по тысяче), Вагинак отправился в Бостон к родственникам, которые, кстати, благополучно получили контейнеры с книгами, поплывшие за океан еще до того, как у Вагинака появился билет на "Титаник". В гостях хорошо, но дома лучше, и через неделю-другую молодой человек снова сел на корабль. ...17 июня, после стоянки в Марселе, тот причалил в Константинополе, где Вагинака и других армян через три года, 24 апреля 1915 г, ожидала не менее жуткая катастрофа. В ту ночь в Константинополе были арестованы, а позднее убиты почти шестьсот человек - цвет армянской интеллигенции: писатели, юристы, врачи. Должно быть, он родился под счастливой звездой и вновь очутился в числе чудом уцелевших... ...Я слышал эту историю неоднократно, и всякий раз она производила на меня потрясающее впечатление. Особенно сильно подействовала она, когда мы плыли на "России". Теплоход уже миновал Босфор, и на море разыгралась качка. Помню, подбежав к иллюминатору и завидев крупные волны, я с ужасом подумал: "Если вдруг с "Россией" случится то же, что с "Титаником", спасемся ли мы?" Тогда и возникло во мне желание стать хорошим пловцом. И, между прочим, я стал им. Дело давнее, не грех и похвастаться. В начале 50-х я был чемпионом и рекордсменом Армении по плаванию и однажды, в Сочи, участвовал в заплыве на десять километров. ...Дядя Вагинак дожил до глубокой старости. Со своей неизменной трубкой он едва ли не ежедневно появлялся у нас дома. Как ни странно, повествуя о гибели "Титаника", он упорно твердил, что на лайнере случился взрыв, и ни разу не упомянул об айсберге. А я почему-то так и не решился спросить его - был ли айсберг. И без того картины, которые нынче кажутся мне неправдоподобными, тогда вставали перед глазами, словно живые. Повторяю, рассказчиком дядя Вагинак был изумительным, поистине прирожденным. В последние десятилетия я не упустил ни одной книги, статьи, кинофильма, повествующих о трагедии "Титаника", в Лос-Анджелесе, на корабле "Куин Мэри", видел предметы, которые были на затонувшем лайнере. Но удивительно, сколько ни читал, сколько ни видел, а в ушах у меня всегда звучит голос дяди Вагинака, и он повествует о том, чего я не нашел в его воспоминаниях, но что живет во мне непреходяще. "...Из гигантской пробоины, образовавшейся после взрыва, - тут он повышал голос, и сердце мое замирало, - хлынул неудержимый водопад. Помню, как на стене роскошного зала сверкал зелеными лучами зеленый индийский алмаз, самый крупный в мире. Как плавали по воде разрозненные страницы бесценной рукописи Омара Хайяма. Как быстрее поезда мчался по океану корабль, ибо капитан проигрался в карты и обещал во что бы то ни стало прибыть в Нью-Йорк утром..." ...Правда ли все это? Скорее всего, адресуя свой рассказ детям, дядя Вагинак преувеличивал и давал волю воображению. Но что среди пассажиров "Титаника" был добрый ангел нашей семьи, мой незабвенный учитель дядя Вагинак - это факт. И он делает историю "Титаника" частицей моей души. Тему продолжает Уолтер Лорд, автор книги, которую не читал только неграмотный. Его бестселлер, сразу же ставший хрестоматией, вышел еще в 1955 году, но прошел десяток-другой лет, и именитый исследователь стал прозревать. И пусть вас не вводит в заблуждение его показной скептицизм, когда он начинает говорить о всяких версиях гибели "Титаника", отличных от той, которую он вывел в своём романе. Уолтер Лорд - исследователь с большой буквы, и верить во что-то начинает только после того, как это вдоволь покритикует. Под конец жизни он окончательно уверился в том, что не так все было просто в ту ночь, когда утонул "Титаник", как он пытался внушить своим почитателям в своей молодости.

Даева Наташа 8А класс.