|
Особенности
личности и мироощущения поэта
К
Чуковский в статье "Александр Блок как человек и поэт" писал,
что Блок был последним из русских поэтов, кто мог бы украсить свой
дом портретами предков. Он принадлежал к той части русской аристократической
интеллигенции, которая поистине была хранительницей русских культурных
традиций. Отец и дед его были профессорами. Его дед по матери - ученый-ботаник,
профессор Бекетов занимал пост ректора Санкт-Петербургского университета.
Отец - А.Л. Блок - профессор Варшавского университета.
Родители
разошлись фактически еще до его рождения. Воспитывался Блок в семье
матери - А.А. Бекетовой, с которой на всю жизнь сохранил прекрасные
отношения. Мать и ее сестры были писательницами и переводчицами. В семье
деда бывали Достоевский, Тургенев. Будущий поэт получил традиционное
"стародворянское" домашнее воспитание, продолженное во Введенской
гимназии Санкт-Петербурга, а затем - на юридическом факультете Санкт-Петербургского
университета. Разочаровавшись в правоведческом образовании, Блок переходит
на филологический факультет. Он был прекрасно образован, и ценности
культуры для него составляли святыню. Показательно, что его последнее
стихотворение, написанное в период страшного молчания, когда поэзия
в нем умерла, незадолго до физической смерти, называлось "Пушкинскому
Дому". "Уходя в ночную тьму" (а в контексте биографии
поэта, когда знаешь, что через полгода его не стало, этот образ воспринимается
как образ смерти), он прощался с Пушкиным. Звук его имени, "звук
понятный и знакомый, непустой для сердца звук", рождает светлые
и торжественные образы. "Тайная свобода" и "радость"
пушкинской поэзии окрыляли, вдохновляли, спасали в "немой борьбе".
Как проникновенно, светло и трагично звучат эти строки, последние строки
стихотворения, последние строки поэта:
Вот зачем
в часы заката,
|
Уходя в
ночную тьму,
|
С белой
площади Сената
|
Тихо кланяюсь
ему.
|
При
всей кажущейся идилличности судьбы творчество Блока поражает ощущением
катастрофичности. Его любимое слово - "гибель". Гибельность
мира, гибельность любви, гибельность творчества воспел он. В одной из
статей блока есть такие слова : "Нет больше домашнего очага… Двери
открыты на вьюжную площадь". Ощущением "вьюжной площади",
открытой всем ветрам судьбы пронизаны многие его строки.
Всю
жизнь жило в нем страшное чувство обреченности, катастрофичности бытия.
Современная цивилизация изжила себя, как считал поэт. Гибель ее неизбежна
и страшна. Эта гибельная катастрофа понималась Блоком как возмездие
человечеству за его грехи и ошибки. Чуковский, хорошо знакомый с поэтом
лично и прекрасно знавший его творчество, называет Блока "поэтом
неуюта, неблагополучия, гибели".
Поэт
словно предчувствовал катастрофу, которая разрушит мир. Предчувствовал,
но видел в ней ту очищающую грозу, после которой мир восстанет обновленным
и прекрасным.
Эту
катастрофу он представлял сначала в образе огромного геологического
катаклизма, проявлениями которого считал землетрясение, разрушившее
город Мессину, появление кометы Галлея. Потом разглядел этот катастрофический
порыв в русской революции, которую и принял лишь потому, что, разрушив,
она очистит страданием и преобразит мир. Истинная ценность духа для
Блока возникала только тогда, когда "дело доходит до жизни и смерти".
В революции он увидел возможность духовного преображения России. И поэтому
поверил ей. Сбывшееся предчувствие наполняло его сердце радостью. Однако
эта радость продлилась недолго. До конца оказался Блок был максималистом
и в жизни, и в творчестве. Будучи истинным романтиком, он верил, что
революция должна "переделать все", "устроить так, чтобы
лживая, грязная, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой
и прекрасной жизнью". И когда после великой грозы жизнь не преобразилась,
а стала лишь страшнее, горше, его охватила страшная тоска. "Звуки
умерли", - говорил он. Поэт перестал слышать музыку стихии - и
перестал писать.
Перестал
писать, но продолжал работать - работать ради сохранения истинно великой
ценности - культуры. В своей программной статье "Интеллигенция
и революция" он призвал русскую интеллигенцию к сотрудничеству
с новой властью. И одним из первых показал пример такого служения -
если не власти, то культуре. Работал в государственной комиссии по изданию
классической литературы. Был членом Литературного отдела Наркомпроса.
Служил в Театральном отделе, занимался репертуаром театров, стал председателем
управления Большого драматического театра в Петрограде. В созданном
Горьким издательстве "Всемирная литература" занимался составлением
комментариев и подбором лучших переводов для публикации немецкой классической
поэзии.
Однажды, выступая
перед актерами БДТ, Блок произнес слова, которые вполне отражали суть
и смысл его собственной деятельности в последние годы жизни: "…вы
вашей самоотверженной работой спасаете то немногое, что должно быть
и будет спасено в человеческой культуре".
|