ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ДИНЫ РУБИНОЙ
Первый рассказ был напечатан
в журнале "Юность", когда мне исполнилось шестнадцать лет.
Назывался он "Беспокойная натура", ироничный такой маленький
рассказик, опубликован в разделе "Зеленый портфель". В то
время я постоянно шутила. Потом еще два рассказа были там же опубликованы,
после чего я торжественно перешла в отдел прозы этого журнала и печаталась
там до самого отъезда из Советского Союза. Конечно, лучшие мои вещи
они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили,
любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула
уже, в общем известным писателем.
Толстые журналы меня
признали издалека, из-за границы, наверное, надо было уехать, чтобы
пробить плотину "Нового мира", "Знамени", "Дружбы
народов". Правда, и писателем в Израиле я стала совсем другим,
но это уже другая тема.
Моя писательская жизнь в Ташкенте очень забавна, тоже - сюжет для прозы.
Для заработка я переводила узбекских писателей. Премию министерства
культуры Узбекистана получила за откровенную халтуру, которую накатала
по мотивам узбекских народных сказок, совместно с поэтом Рудольфом Баринским.
Дело в том, что от первого мужа я ушла с маленьким сыном к родителям,
тем самым умножив вечную тесноту. Надо было срочно покупать кооперативную
квартиру, я села и написала пьеску для театра музыкальной комедии. Там
она и была поставлена, и с успехом (видно по премии), шла. На гонорар
я купила однокомнатную квартиру, в которой прожила до переезда в Москву.
Пьеска называлась "Чудесная дойра" (это инструмент такой,
вроде бубна). Друзья, разумеется, переименовали ее в «чудесную Двойру».
В театрах ставилась пьеса по моей известной повести "Когда же пойдет
снег?". Ее же в виде радиопостановки гоняют до сих пор, ее же в
виде телеспектакля показывали по центральному ТВ много раз. Она ставилась
в Москве, Перми, Брянске и еще Бог знает где. До сих пор какие-то письма
от провинциальных режиссеров доносят до меня разные сведения о постановках.
Фильм по неудачной повести "Завтра, как обычно" тоже сняли
на "Узбекфильме". Фильм тоже ужасный. Назывался "Наш
внук работает в милиции". Было это в 1984 году. Зато, на материале
этих киностраданий написана удачная повесть "Камера наезжает".
Значит, страдания и пошлость окупились, то есть, рентабельны.
Вообще же, убеждена, что мою прозу можно только читать. (Вот недавно
в спектакле МХАТа один из рассказов читала Даша Юрская). Играть меня
в театре и кино так же невозможно, как играть Искандера или Довлатова.
Проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией не поддается
переносу на сцену и экран. С этим нужно только смириться.
Когда снимался этот несчастный фильм, познакомилась со своим вторым
мужем, значит, страдания окуплены вдвойне. К нему и переехала в Москву.
Опять - в тесноту, в "хрущобу", где и прожили мы до 90-го
года, года эмиграции, до следующей, уже израильской экзистенциальной
и полной "тесноты": - квартиры, денег, страны.
В Москве жила свободным художником (вообще, свободным художником живу
лет с двадцати трех, служить - фрагментарно - стала только переехав
в Израиль, и вот, сейчас, о чем - ниже.) Круг общения - самый разный.
Конечно, - писательский, художественный, музыкальный. Самый широкий.
Я при внешнем беглом пригляде - довольно открытый человек, вполне светский.
Так что, знакомства перечислить трудно. (Муж мой работал какое-то время
в театре на Таганке, поставил с режиссером Ефимом Кучером несколько
спектаклей, вот вам и актерская компонента; я писала радиоспектакли
на московском радио, вот вам и еще один бок московской жизни, ну и журналы,
ЦДЛ… - словом, как у всех московских литераторов.)
В конце 90-го мы репатриировались. Это - рубеж биографический, творческий,
личностной. И что бы я ни делала в Израиле - немножко служила, много
писала, выступала, жила на "оккупированных территориях", ездила
под пулями, получала литературные премии, издавала книгу за книгой и
в Иерусалиме, и в Москве… - все это описано, описано, описано…Нет нужды
повторяться.
Премий две - за книги. Одна, им. Арье Дульчина, за книгу "Один
интеллигент уселся на дороге", вторая - Союза писателей Израиля
- за роман "Вот идет Мессия!".
Период творческого кризиса переживаю всякий раз, поставив точку в очередном
романе-повести-рассказе-эссе. Вообще, живу в вечном состоянии творческого
кризиса. Повышенно самокритична. После переезда в Израиль действительно,
молчала полгода. Но это был не узко-творческий, а тотально-личностной
кризис, о котором я тоже писала в повести "Во вратах Твоих",
и в романе "Вот идет Мессия!".
Мой муж и моя дочь религиозны в самом прямом иудейском смысле этого
слова. Со всеми вытекающими деталями жизни. Я же выскальзываю из любых
пут, как и надлежит быть художнику, - хотя, конечно же, обращаюсь к
Богу постоянно.