Изучая документы...
ИССЛЕДОВАНИЕ тела С. А. Есенина было произведено 29 декабря 1925 года
в покойницкой Обуховской больницы опытным судебно-медицинским экспертом,
выпускником С.-Петербургской военно-медицинской академии А. Г. Гиляровским.
Акт вскрытия выполнен от руки, левый нижний угол его оторван, разорванные
обрывки хранятся в приложенном конверте. В акте вскрытия записано: "На
шее над гортанью красная борозда, другая тянется слева вверх, теряющаяся
около ушной раковины спереди". Таким образом, судя по описанию,
на шее поэта имелась косо восходящая снизу вверх, справа налево одиночная
незамкнутая странгуляционная борозда. Подобная борозда, как отмечалось,
характерна для затягивания петли тяжестью тела, т. е. для повешения.
Сторонники убийства поэта считают, что, если нет мертвой петли вокруг
шеи, человек не может умереть. Тем более что хрящи гортани у Есенина
были целы. Петли бывают закрытыми (замкнутыми) и открытыми (незамкнутыми),
повеситься, как показывает судебно-медицинская практика, можно на любой
из них. Далеко не в каждом случае повешения встречаются повреждения
хрящей гортани, тем более если петля на шее располагалась "над
гортанью". Также несостоятельно с судебно-медицинской и криминалистической
точек зрения утверждение профессора Ф. Морохова, что повеситься "на
ремнях крайне трудно, если совсем невозможно". Но непонятно, почему
те, кто пытается раскрыть тайну смерти С. А. Есенина, упорно говорят
о "ремне". Ведь в акте осмотра места происшествия записано:
"При снятии трупа с веревки...", в акте исследования трупа
- "борозда шириной с гусиное перо". Так что же - веревка,
как записано в документах, или ремень?
Группа крупных ученых - судебных медиков в составе профессора В. Н.
Крюкова, доцента В. О. Плаксина, экспертов С. А. Никитина и С. С. Абрамова,
изучив ряд посмертных фотографий, пришла к заключению: "Странгуляционная,
восходящая кзади незамкнутая борозда в верхней трети шеи, которая образовалась
при повешении, от сдавления шеи петлей из витой веревки, возможно, связанной
с ремнем, широкой тесьмой и т. п.". Все-таки веревка!
      С. Куняев
в своем страстном, честном, пронизанном болью за судьбу поэта исследовании
приводит свидетельство Г. Устинова: "Труп держался одной рукой
за трубу отопления. Есенин не сделал петли, он замотал себе шею веревкой
так же, как заматывал ее шарфом. Он мог выпрыгнуть в любую минуту".
Но может ли человек "выпрыгнуть из петли"? Возможно ли самоспасение,
когда на шее затягивается петля? Два профессора судебной медицины -
Миновичи в Румынии и Флейхман в Германии - проводили на себе, как это
часто бывает в медицине, опаснейшие эксперименты. Профессора вызывали
у себя явления асфиксии, сдавливая шею мягкой веревкой, перекинутой
через блок. Врачи-ассистенты через заранее оговоренное время извлекали
их из петли. Ощущения исследователей почти полностью совпали. Оба ученых
подчеркивали, что сразу же появилось желание сбросить петлю. Они сознавали,
что следует прекратить рискованный опыт, но "не могли пошевелить
даже пальцем". Проведенные исследования по существу исключают возможность
самоспасения в петле, а тем более возможность "выпрыгнуть"
из нее.