Метафоры в поэзии Маяковского
А чтобы изобразить этот страшный мир, готовый уничтожить человеческую индивидуальность своим тупым равнодушием, чтобы пробить стену непонимания и докричаться до современников, Маяковскому нужны не только гиперболы, но и фантасмагорические метафоры, которые в его стихотворениях становятся средством изображения мира. В этом мире цветники с красными цветами истекают кровью, словно "сердце, изодранное пальцами пуль", солнце на рассвете въезжает в город, словно полководец после сражения, "по трупам крыш" ("Я и Наполеон"), полночь похожа на безумного убийцу с ножом, двенадцатый час бьет так, словно с плахи падает "голова казненного" (так передано нервное ожидание возлюбленной в поэме "Облако в штанах").

У него нет отвлеченных понятий. Метафоры строятся на конкретизации абстрактного, отвлеченного. Дни жизни похожи на острия штыков, жадность - это золотой микроб, прогрызший душу (образы из поэм "Война и мир" и "Флейта-позвоночник").Еще одна особенность метафор раннего Маяковского - их развернутость. Он умеет уподоблять не вещи, а процессы, создавая развернутые картины. Особенно ярко он передает состояния внутренней жизни человека через такие фантастические образы. Чуковский назвал его поэтом "катастроф и конвульсий", поэтом "горячечных и сумасшедших образов", воспаленного мозга и исступленных слов. Именно такие слова и картины - его метафоры. Из абстрактного, отвлеченного образа рождается живая картина. Интересное наблюдение над метафорами подобного рода сделал Ю. Карабчиевский в книге "Воскресение Маяковского". Автор говорит, что поэт берет обыкновенный языковой штамп, языковую метафору (в данном случае "нервы разгулялись" или "нервы шалят", "нервы расходились") и разворачивает ее в конкретную картину, живую, зримую, яркую, ощутимую.
(Примеры метафор у Маяковского)

Все эти потрясающие читателя неожиданностью метафоры построены на конкретизации отвлеченных понятий, на создании развернутых фантастических картин даже из привычных языковых штампов. Эффект этих метафор - необыкновенная выразительность стиха и предельная фантастичность, ирреальность изображаемого мира, мира, в котором живет герой Маяковского. Отношения его с этим миром катастрофичны. Поэт показывает предельное одиночество человека ("Я одинок, как последний глаз / у идущего к слепым человека") в окружающем его враждебном мире фантастических чудовищ. Уйти от этого мира, бежать от его фантасмагории некуда, даже любовь, даже любимая женщина принадлежит этому миру кошмаров.
Предыдущая страница Главная страница Следующая страница