Парфенон

Математика и архитектура



Пирамида - самая устойчивая и неколебимая фигура

Египетская пирамида

Египтяне верили, что они не погребают покойника, а провожают ставшего богом фараона в дом, в котором он будет жить вечно.

Этой уверенности было подчинено все: внутренняя отделка погребальной камеры, внесенные туда утварь и предметы обстановки. А с наружи все было заключено в идеальную геометрическую форму. Пирамида в условиях земного притяжения – самая устойчивая, самая неколебимая фигура. В основании ее, как правило, квадрат, стороны – равнобедренные треугольники, вершины которых сходятся в одной точке.

В древности люди придавали глубокое символическое значение, как числам, так и геометрическим фигурам, и пирамида надолго стала символом вечности.

Уже относительно недавно (по сравнению со временем создания пирамид), на рубеже, И.-В. Гете писал о пирамидах, что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти.

Архитектура – искусство не изобразительное, а выразительное. И если мы хотя бы бегло взглянем на историю архитектуры, то убедимся, что не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе идеи.

История создания колонн

Приведем еще один пример, во времена первобытного строя люди, создавая святилище, на вертикально поставленные каменные столбы положили сверху продолговатый камень.

Так впервые возникла одна из основных архитектурных конструкций – строечно – балочная.

Постепенно столбы превращались в колонны, а верхняя горизонталь – в балку, несущую перекрытие.

Древнегреческий храм

В египетских храмах эта конструкция получила свое художественное оформление: каменные колонны обрабатывали то наподобие стилизованной пальмы, то в виде лотоса или пучка папируса. Таким образом, ствол колонны соответствовал стволу и ли стеблям растений, а верхняя часть, капитель, - кроне дерева или цветку.

Широкое распространение колонн

Древнегреческий храм

Самые большие помещения древнегреческих храмов были буквально заставлены многими десятками высоких колонн. Их стволы, покрытые резными, а порой и расцвеченными иероглифами и изображениями богов, теснились ровными рядами, вознося на двадцатиметровую высоту свои капители, напоминающие фантастические цветы. Человек должен был чувствовать себя ничтожно малым в этом мистическом лесу гигантских колонн, толщина которых порой достигала трех с половиной метров в диаметре.


©Санкт-Петербург, лицей 590, Красковская Юлия, ученица 9а класса