Стратегия поиска |
||
Ранжирование результатов поиска |
Дать общий рецепт эффективной стратегии поиска информации в Интернет, пожалуй, невозможно. Есть лишь некоторые принципы, позволяющие тратить меньше времени. Попробую их изложить. Начну с примера. Если вам необходимо узнать, где растет древовидная черника, то вряд ли вы пойдете в алфавитный каталог библиотеки. Может быть, вы найдете нужную литературу с помощью систематического каталога. С несколько большей вероятностью - с помощью предметного. Но, скорее всего, ни один из библиотечных каталогов вам не поможет. Но зайдите в информационно-библиографический отдел крупной библиотеки, и дежурный библиограф достанет библиографический указатель по кустарничкам или какую-то похожую книжицу, из которой вы и найдете ответ на свой вопрос. Подобную стратегию можно с успехом применять и в Интернет. В ИПС общего назначения можно утонуть в тысячах ссылок, выданных вам на простой запрос. Целью использования универсальной ИПС общего назначения может быть поиск специализированной ИПС, посвященной тематике вашего поиска. Такая ИПС может быть распознана по наличию слов "информация (information)", "документ (document)" и т.п. в найденных в универсальной ИПС документах. Но часто специализированная ИПС может скрываться на сервере общественной, профессиональной или специализированной организации, издательства. Иногда приходится разыскивать несколько информационных систем со все более узкой тематикой. Однажды ко мне обратились с просьбой срочно найти информацию о продаже судов-сухогрузов (по-английски - bulker). Запрос в Alta Vista(простой поиск) +bulker* +sale* дал нулевой результат; запрос +ship* +sale* тысячи ссылок на страницы, посвященные продажам катеров и яхт (впрочем, попалась и одна баржа). Внимательное изучение нескольких первых страниц списка результатов поиска показало, что в найденных текстах часто присутствует слово "marine (морской)". И тут я вспомнил, что есть в английском языке слово "maritime", означающее "все морское". Запрос +maritime +information* уже среди первых десяти ссылок содержал ссылку на расположенную на www.GeoCities.com информационную систему по морской тематике. Но и в ней информации о продаже сухогрузов не было. Зато была информация об отправке сухогрузов из портов мира, включающая сведения о владельцах судов. Многие из фирм - владельцев судов имели в своем названии слова "ship brokers (торговцы судами)". Этого английского выражения я не знал. Однако запрос в Alta Vista +ship* +broker* дал мне огромный список страниц, среди которых была одна с уже знакомым адресом - www.GeoCities.com. Оказывается, существует специализированная ИПС по торговцам судами! Второй найденный с помощью такой ИПС торговец содержал Web-сервер, на котором нашелся подходящий сухогруз. Этот пример иллюстрирует еще один элемент стратегии: читайте найденные документы в поисках наиболее точных терминов и связей между терминами. Возможно, вы мыслите в совершенно не тех терминах, которые используют авторы искомых документов (вспомним о культурных различиях!). Третий элемент стратегии: используйте несколько ИПС. Если вы регулярно занимаетесь поиском информации по какой-то тематике, отметьте те ИПС. которые для вас наиболее эффективны. [Введение]   [Теория
ИПС] |