ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«НЕ ПРОДАЕТСЯ ВДОХНОВЕНЬЕ, НО МОЖНО РУКОПИСЬ ПРОДАТЬ».
Итак, мы перелистали страницы деловой биографии одного из самых интересных и неординарных людей, причастных к русской культуре первой половины девятнадцатого века.
Выше уже было сказано о его заслугах. Вот итоги.
Благодаря деятельности А.Ф. Смирдина значительно расширился круг российской читающей публики. Качественные, но недорогие благодаря массовым тиражам (3-4 тысячи экземпляров) книги хлынули из столицы в провинцию. Чтение перестало быть уделом людей состоятельных. «Благодаря Смирдину, « отмечал В.Г. Белинский, « приобретение книг более или менее сделалось доступным и тому классу людей, которые наиболее читают и, следовательно, наиболее нуждаются в книгах».
Выдающуюся культурную роль сыграла, и платная библиотека при книжном магазине, для которой был составлен печатный каталог «Роспись российским книгам для чтения из библиотеки А. Смирдина» (1828, с последующими прибавлениями), сохранивший роль ценного справочника.
Деятельность Смирдина способствовала популяризации российской словесности. Он издавал Карамзина, Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Крылова, инициировал издание серии «Полное собрание сочинений русских авторов», в рамках которой выпустил свыше 70 небольшого формата томов произведений более чем 35 русских писателей, в т.ч. К.Н. Батюшкова, Д.В. Веневитинова, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, а также императрицы Екатерины II.
Смирдин как издатель первого русского «толстого» журнала «Библиотека для чтения», положил начало существованию в России «толстых» журналов. В.Г. Белинский писал: «До него наша журналистика существовала только для немногих, только для избранных, только для любителей, но не для общества».
А.Ф. Смирдин первым в России ввел постоянную оплату авторского труда («оценку литературных произведений как капитала»).
На этом последнем пункте хотелось бы остановиться отдельно. Ю.М. Лотман, крупнейший специалист в области русской культуры, в книге, посвященной А.С. Пушкину, писал: «Вопрос гонорара диктовался не корыстолюбием, а борьбой за хотя бы ту относительную свободу и человеческое достоинство, которые давала в России материальная независимость, при сознательном отказе от традиционных для русского дворянина источников существования: службы и помещичьих доходов». По словам Лотмана, великий Пушкин считал, что «без профессионализации нет литературы«. Смирдин был одним из первых людей, кто способствовал делом становлению русской литературы как сферы профессиональной деятельности.
Еще в 1825 году А.С. Пушкин опубликовал стихотворение «Разговор Книгопродавца с Поэтом». Его Книгопродавец « человек умный, трезвый и порядочный. Его отношение к Поэту « это уважение, восхищение и в то же время желание помочь человеку талантливому, но непрактическому. Он произносит слова, ставшие символом профессионального подхода к литературе: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».
Разумеется, когда писались эти строки, Александр Смирдин еще только начинал свое культурно-коммерческое поприще, и величайший русский поэт, пребывавший в Михайловском, не был знаком с ним. Но в этом стихотворении, утверждавшем реалистический, трезвый подход к творчеству и профессиональное достоинство писателя, словно звучит мечта о таком Книгопродавце, каким был Смирдин, « порядочном, умном, щедром, радеющим не только о своих барышах, но и о национальной культуре.
ГОУ лицей № 590, Санкт-Петербург. www.likt590.ru school590@mail.ru