ПРИЧИНЫ КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА
Шумный успех книготорговли и книгоиздания Смирдина пытались объяснять как современники, так и потомки.
Безусловно, человек этот был своеобразным коммерческим гением. Но важно отметить, что практически все его коммерческие операции имели позитивные «культурные последствия». Современники сравнивали его с величайшим российским просветителем Новиковым, потому что благодаря ему в Росси значительно расширился круг людей читающих. Булгарин писал о нем: «Он только книгопродавец необыкновенный, действующий с пламенной любовью к славе России, с беспримерным в области промышленности бескорыстием, с страстью к литературе. Поставляя себе в непременную обязанность быть распространителем вкуса к чтению, Смирдин примкнул к литераторам и , гнушаясь выгодами, основанными на присвоении чужого труда и собственности, предложил всем раздел выгод, за общее усердие к пользе словесности. Что сделал и что сделает Смирдин, того со времени Новикова не бывало и, может быть, не будет на Руси после него. Он окрылил словесность, дал ей жизнь, разбудил публику и писателей, сдружил их и положил первое основание новому сословию: сословию литераторов«.
... Успех Смирдина не случаен, он обусловлен исторической закономерностью. Пресловутый идеализм Смирдина, о котором говорят все воспоминания, в переводе на язык социологии не что иное, как риск коммерсанта, порожденный условиями денежного обращения и работы на рынок.
Отсюда и широкое развитие кредитных операций, значительные уступки, которые делал Смирдин на свои издания, и охотный обмен последними.
Контингент покупателей Смирдина составляли не аристократия и не купечество, «а военные и преимущественно помещики. Последние в то время считались лучшими покупателями и плательщиками. Приезжали они зимой в Петербург, или выписывали из деревень прямо. Крепостное право, очевидно, давало им в то время средства удовлетворять и охоту к чтению. Значительная часть повестей, романов и вообще произведений так называемой изящной литературы раскупались помещиками» (Краткий обзор книжной торговли и издательской деятельности Глазуновых, c. 55).
Имя Александра Филипповича Смирдина в истории русской книжной торговли всегда соединяется с установлением коммерческих отношений между писателем и издателем, c введением гонорара в русский писательский быт.
Действительно, крупной заслугой Смирдина было расширение книжного рынка, ориентация на широкие читательские массы. До него книжная торговля была, по преимуществу, «столичной» и ориентировалась главным образом на дворянские и чиновничьи слои. Смирдин же увеличил емкость читательского рынка за счет провинции, адресуясь к поместному читателю. Он резко поднял тиражи книг, снизив при этом цены, а полиграфическое исполнение хоть и сделал проще, но сохранил на достойном уровне.
По словам Белинского, Смирдин «произвел решительный переворот в русской книжной торговле и вследствие этого в русской литературе. Он издал сочинения Державина, Батюшкова, Жуковского, Карамзина, Крылова так, как они в типографском отношении никогда прежде того не были изданы, т.е. опрятно, даже красиво. И что всего важнее пустил их в продажу по цене, доступной и для небогатых людей».
ГОУ лицей № 590, Санкт-Петербург. www.likt590.ru school590@mail.ru