Роль в жизни
Права и обязанности
Иерархия
Белое и черное духовенство
|
Благодаря своей огромной духовной роли, церковь часто вмешивалась в политическую жизнь Западной Европы и оказывала на неё огромное воздействие. Наибольшего политического могущества католическая церковь достигла в правление папы Иннокентия III.
Иннокентий III был уверен в том, что папа - единственный и высший глава христианского мира. Если его предшественники называли себя "преемниками апостола Петра", то Иннокентий III велел называть себя наместником самого Иисуса Христа. При Иннокентии III в церковном праве было специально записано, что папа выше любых светских властей, включая императора, и что "Наместник Христа" вправе вмешиваться в любые светские дела и распоряжаться коронами государей.
Железной рукой стремился Иннокентий III навести порядок в самой церкви, избавить её от всевозможных злоупотреблений. "Мы назначили тебя епископом, - писал однажды папа своему бывшему близкому другу, - потому что Мы думали дать пастве... истинного пастыря. Но твоё пламя погасло. Нет ничего, кроме дыма от задутой свечи". И далее Иннокентий III лишал епископского сана "недостойного".
Много сил потратил Иннокентий III на то, чтобы ослабить давнего противника Рима - германского императора. При Фридрихе I Барбароссе и его сыне Генрихе VI империя была сильна, как никогда; Иннокентий III сделал всё, чтобы раздуть в Германии раздоры, перессорить князей друг с другом и императором. Он поддерживал то одну сторону, то другую, надеясь, что долгие дрязги приведут к полной зависимости немецкого государя от папского престола. "Подобно тому как луна получает свой свет от солнца, которое намного могущественнее, - говорил Иннокентий III, - так же и власть светских государей получает своё признание только от папского могущества".
|