Крестьяне

Происхождение


Права и повинности

Численность

Быт

Культура

 

Крестьяне | Формирование сословия зависимых крестьян

 

Уборка урожая В эпоху Великого переселения народов, когда германские племена расселялись на огромных пространствах Европы, каждый из свободных германцев был и воинов и землепашцем одновременно. Однако постепенно наиболее умелые воины, составлявшие дружину вождя, все чаще стали отправляться в походы одни, не привлекая для военных действий все племя. А оставшиеся дома снабжали продовольствием и всем необходимым тех сородичей, которые отправились в поход.

Поскольку земледельцам в неспокойную эпоху раннего средневековья угрожало множество опасностей, они стремились заручиться поддержкой какого-нибудь могущественного воина, иногда даже своего соплеменника. Но в обмен за защиту крестьянину приходилось отказаться от собственности на свой участок земли и от свободы в пользу своего покровителя и признать себя зависимым от него.

Уборка сенаИногда в зависимость от сеньора попадали и не по доброй воле, а за долги или за какие-нибудь крупные провинности. Крестьяне не всегда уходили под покровительство дружинников, постепенно получивших крупные участки земли и превратившихся в феодальную знать.

Часто крестьян брал под покровительство монастырь, которому король или другой крупный сеньор дарил земли, чтобы монахи молились о спасении его души. К X-XI вв. свободных крестьян в Западной Европе почти не осталось.

Документы

Bестготская прекарная грамота (VII в.)

"Постоянному господину моему. Испытывая крайнюю повседневнуюю нужду,разыскивая повсюду и не будучи в состоянии найти заработка, прибегнул я к благочестию вашего могущества, дабы Вы дали мне в качестве прекария земли для обработки в поместье Вашем. Ваше могущество согласилось выполнить мою просьбу. Посему настоящею моею прекарною грамотою обещаюсь никогда никакого противодействия и ущерба Вам по отношению означенных земель не наносить, но во всем поступать Вам на пользу. Десятины и другие платежи, свойственные держателям,ежегодно вносить обязуюсь. Если же я,забыв условия моей настоящей прекарной рамоты,что-нибудь из обещанного осмелюсь нарушить, Вы будете иметь полное право с названных земель меня изгнать и снова распоряжаться ими по всоему праву,как должно".
Хрестоматия по истории средних веков/ под ред.Н.П.Грацианского и С.Д.Сказкина. - М.,1953

Санская кабальная грамота (конец VIII в.)

"Господину брату моему! Всем ведомо, что крайняя бедность и тяжкие заботы меня постигли и совсем не имею чем жить и одеваться. Поэтому просьбе моей ты в величайшей нужде моей не отказал вручить мне из своих денег столько-то солидов, а у меня совсем нечем выплатить эти солиды. Поэтому я просил совершить и утвердить закабаление тебе моей свободной личности, чтобы отныне Вы имели полную свободу делать со мной все, что вы полномочны делать со своими прирожденными pабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию. Если же, чего я уверен не будет,я или кто-либо другой решится оспаривать это закабаление, пусть внесет тебе и казне штраф. Настоящая же кабала пусть остается неизменной".
Хрестоматия по истории средних веков/ под ред.С.Д.Сказкина. - М.,1961

Из франкского капитулярия 810г.

Если какой-либо свободный человек нанесет другому такой ущерб, за который не сможет уплатить полного штрафа,самого себя пусть отдаст в закладничество,как раба,пока не внесет полного штрафа.
Социальная история средневековья/ под ред.Е.А.Косминского и А.Д.Удальцова. - М.-Л., 1937.


  Рыцари СВЯЩЕННИКИ ГОРОЖАНЕ Крестьяне
  Происхождение Роль Города Происхождение
  Права и обязанности Права и обязанности Население Права и повинности
  Численность Иерархия Самоуправление Численность
  Воспитание Духовенство Облик Быт
  Одежда и вооружение Быт Культура
  Быт Культура
  Культура