Роль в жизни
Права и обязанности
Иерархия
Белое и черное духовенство
|
С самых юных лет Абеляр (1079-1142), сын мелкого рыцаря, проявлял недюжинные способности к учению. Он слушал лекции почти всех известных мудрецов Франции. Скоро Абеляр сам открыл собственную школу в Париже, на холме святой Женевьевы. Впоследствии именно на этом месте вырастет знаменитый парижский университет - Сорбонна.
На великолепные лекции Абеляра собирались школяры со всех концов Западной Европы. Его слава росла год от года к зависти многих других "учителей мудрости". Ещё бы, ведь они-то по большей части перетолковывали Священное Писание и сочинения отцов церкви, больше всего на свете опасаясь добавить в свои лекции что либо новое, не сказанное христианскими мудрецами, жившими давным-давно. По мнению Абеляра, Писание и труды отцов церкви, конечно, лежат в основе всякой мудрости, но - и в этом было новое - не надо бояться приращивать знание собственным умом. Чтобы верить, надо понимать. Ведь человеку дан разум, и он может стройно, логически мыслить, а раз так, то философ в состоянии и сам, без опоры на священные тексты, открыть новые знания. И неважно, что оно будет противоречить, скажем, мнению самого святого Августина. Разве христианские мыслители не давали совершенно разные, порой противоположные ответы на одни и те же вопросы? (Абеляр даже написал книгу "Да и Нет", в которой собрал и поставил рядом десятки примеров совершенно не согласующихся друг с другом мнений отцов церкви.) Значит, в конечном счете, нужно полагаться на свой разум, на собственную логику, на умение рассуждать.
Кому в наши дни могут показаться дерзкими эти слова Абеляра? Но при его жизни они вызвали бурю возмущения у многих богословов, высоких церковных чинов: "Абеляр сомневается в истинности мнений тех, чьи писания боговдохновенны! Новшества Абеляра попахивают ересью!" И для Абеляра началось тяжелое время, описанное им самим в автобиографии с красноречивым названием "История моих бедствий".
Судьба была переменчивой к Абеляру. То брали верх его враги (а надо признать, что у Абеляра был настоящий талант наживать себе врагов), то удавалось за него заступиться друзьям. То Абеляр открывал школу, то оказывался в строгом узилище. Враги разлучили его с юной женой Элоизой, до самозабвения ему преданной. Ему пришлось постричься в монахи - монахиней стала и Элоиза. На церковных соборах осудили сочинения Абеляра и заставили его собственной рукой бросить одну из написанных им книг в огонь. В минуты отчаяния Абеляр даже подумывал о бегстве в мусульманскую Испанию, но потом вновь собирался с силами для борьбы. "Если бы знание было злом, то каким образом Бог мог бы тогда быть свободен от злобы?" - спрашивал Абеляр.
Силы Абеляра были на исходе. В конце концов он "примирился" со своими гонителями, уступил им и последние годы жизни тихо угасал в знаменитом аббатстве Клюни. Элоиза погребла тело Абеляра в монастыре, где была аббатисой, а спустя 21 год и сама - одна из самых учёных женщин средневековой Европы - была похоронена рядом со своим бывшим мужем.
Основателем западного монашества считается святой Бенедикта, живший в первой половине VI века. По примеру восточных монахов он создал первые на Западе правила монашеской жизни - устав. "Молись и трудись!" - этими словами святого Бенедикта можно коротко выразить суть его устава. На Западе крупные монастыри получили название аббатств. Во главе их находились настоятели - аббаты.
При многих монастырях стали появляться школы, мастерские по переписке книг - скриптории. Часто время, потраченное монахом на переписку древних рукописей, засчитывалось ему за время молитвы. Монастыри стали важными центрами образования и культуры в раннее средневековье.
Святой Фома (Томмазо) (1225 или 1226 - 1274) - крупнейший богослов средних веков - был родом из знатной итальянской семьи, тесно связанной со многими княжескими династиями Европы. Фома воспитывался в знаменитом монастыре святого Бенедикта Монте-Кассино и учился в Неаполитанском университете. Семья Фомы поддержи вала его желание стать монахом, но лишь до той поры, как выяснилось, что Фому привлекают не старые ордены, а нищенствующие. Он хотел стать последователем святого Доминика. Братья Фомы так ужаснулись, что схватили на большой дороге сумасбродного, по их мнению, юношу и заточили его в крепостную башню. Каким-то образом Фоме удалось оттуда бежать, он вступил в доминиканский орден и был отправлен учиться в Кёльн и Париж.
Фома был невероятно смиренным, тихим и добрым. Бойкие соученики решили было, что их огромный - высокий и толстый, но очень медлительный и молчаливый - товарищ просто глуп, и наградили Фому не слишком лестным прозвищем "бессловесный вол". Но учитель их - знаменитый немец Альберт фон Больштедт, прозванный за невероятные познания Великим,- проницательно пошутил как-то: "Вы зовете его тупым волом. Говорю вам, вол взревет так громко, что рев его оглушит мир". Действительно, слава бесчисленных сочинений Фомы Аквинского затмила не только труды его учителя, но, пожалуй, и вообще всех средневековых богословов. Правда, при жизни Фомы хватало и жестоких споров о его книгах. С ним не соглашались очень многие. Но вскоре после смерти Фомы его учение, которое называют томизм, стало основополагающим для католической церкви. Фома преподавал в Кёльне и Париже - главных центрах Католического богословия, но, несмотря на свою известность, всегда оставался очень скромным человеком, больше всего на свете ценившим истину. Рассказывают, однажды Фома подъезжал к Парижу, и кто-то из его спутников, восхищенный открывшимся с холма видом огромного и прекрасного города, воскликнул: "Какое счастье владеть всем этим!" Фома же вздохнул: "Я бы предпочел одну рукопись Иоанна Златоуста, никак ее не раздобуду".
Франциск родился в семье купца из итальянского города Ассизи. Он провел юность в пирах и всевозможных удовольствиях. Однако знакомство с евангельскими преданиями подготовило в душе Франциска переворот, совершенно изменивший его жизнь. Решив во всем следовать заповедям Христа, Франциск отказывается от имущества, уходит из дома и, ведя жизнь нищего, все силы отдает молитвам, посту и проповеди Слова Божиего. Он не получил богословского образования, не питал склонности к мудреным толкованиям Священного Писания.
Франциск понимал слова Евангелия буквально, и простотой своей, религиозной наивностью вызывал насмешки и презрение богатых и ученых аббатов и епископов. Сказал Христос своим ученикам: "Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха", - и Франциск шел из города в город босиком, в драной рясе, подпоясанной обрывком веревки, ночуя в шалашах или под открытым небом. Сказал Иисус: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари", - и Франциск читал проповеди "всей твари" - не только людям, но также птицам и животным. Зверей и птиц он называл братьями: "брат волк", "брат жаворонок" и говорил, что каждая былинка на свете заслуживает любви. Кротостью и смирением Франциск удивлял всех, с кем ему доводилось встречаться. В страстных молитвах Франциск доводил себя до такого состояния, что в видениях встречался с Иисусом, Богоматерью, святыми. Более того, и другие люди видели, как у Франциска открывались и начинали кровоточить раны на запястьях и ступнях - в тех местах, где прибивали гвоздями к кресту тело Иисуса. Такие раны называются стигмы.
Франциск от многих слышал издевательства, кто-то считал его сумасшедшим, другие - еретиком, третьи - святым. Как бы то ни было, со временем у Франциска становилось все больше последователей, из которых впоследствии составился новый монашеский орден - францисканцев.
|