Происхождение
Население
Самоуправление
Облик
Быт
Культура
|
Среди средневековых горожан распространилось мнение о том, что самыми главными ценностями в жизни являются:
1 - личность человека
2 - служба, должность, профессия
3 - имущество, богатство
4 - время его жизни
5 - любовь к ближним, другим христианам
Горожане считали, что общественный строй должен оставаться неизменным, и никто не должен стараться перейти в высший общественный разряд.
По их мнению земная жизнь и небеса не были противопоставлены так резко, как это было в учении монахов раннего Средневековья. Наоборот, необходимость исполнять службу, трудиться и обогащаться считалась первым долгом христианина перед Господом Богом.
Одним из даров Господа Бога считалось время, которому в Средние века уделяли мало внимания. Измеряли его либо с помощью песочных часов, либо по положению солнца на небе. Церковный колокол отзванивал часы, призывая к молитве. Течение жизни в сельском обществе определялось сменой времен года, и время, казалось, двигалось по кругу.
Но с развитием городов растёт потребность в более точном измерении времени. Ибо торговцы и ремесленники не могли не дорожить временем. Они начинают догадываться о том, что "время - деньги".
И именно горожане начинают понимать, что время нужно беречь и разумно использовать.
Пройдет несколько десятилетий, и в начале XIV в на колокольнях соборов и башнях городских советов Западной Европы будут установлены первые механические часы. У них будет только часовая стрелка, но её неустанное движение станет напоминать жителям города о ценности времени.
Изменения в отношении к Богу
Изменяется и понимание самого Бога. Прежде в Христе видели главным образом грозного и гневного Судию, готового покарать грешных людей, - теперь же обращают внимание на то, что Он - Сын человеческий (как сам Христос называет себя в Евангелии). В церковном искусстве Его изображают страдальцем, распятым на кресте для того, чтобы спасти род людской. Особым почитанием наряду с Христом, пользуется Богоматерь: Она - и заступница, спасающая от адских мук даже закоренелых грешников, и Мать, оплакивающая Своего Сына после крестной муки. Божество внушает уже не только страх и трепет. Но и сострадание и любовь. Люди отныне стали придавать большее значение человеческим чувствам.
Горожан особенно терзал страх перед вечными муками в аду, так как они имели дело с деньгами и наживали свои состояния, перепродавая товары и обманывая покупателей. Поэтому среди горожан в конце XII в. появляется слово "чистилище", обозначающее место в загробном мире, где души грешников, испытывают муки, но они подвергаются им не вечно, а в течение некоторого срока, определяющегося количеством и тягостью греха. По окончании срока очистившаяся душа допускается в рай. В середине XIII в папа римский официально признал учение о чистилище, что еще более рассорило католиков с православными, так как византийская церковь учение о чистилище не признала.
Таким образом, у людей, которые считали себя грешниками, тем не менее появилась надежда на спасение души. Считалось, что если человек творил добрые дела (например, подавал милостыню нищим), он мог избавиться от ада. Предприниматели могли, не впадая в отчаяние, продолжать заниматься денежными делами.
|