Язык контрастов
Поэтический язык Маяковского - это не только язык гипербол, но и язык контрастов.
Его излюбленный поэтический прием - антитеза.
И важнейшей антитезой раннего, дореволюционного творчества Маяковского является противопоставление мира обывателей -
поэтической индивидуальности, человека - толпе, себя - всем.
Соотечественники - обыватели кажутся ему "ненужными, как насморк, и трезвыми, как нарзан".
Его привлекает своей яркостью жизнь на Капри - острове, похожем на "женщину в розовом капоре".
Ему хочется умчаться на быстрых пароходах, "наоткрывать десятки Америк", стать всем "хоть на день, да испанцами".
Кислое и постное благоразумие соотечественников ему претит, он хочет, чтобы люди "любили, дрались, волновались",
чтобы человек дерзко звал "на вальс" "землю саму", чтобы он заново вышил небо, чтобы открыл новые звезды. ("Эй!", 1916).
В других стихотворениях этого периода ("Нате!", "Вам!", "Гимн обеду", "Надоело", и пр.) облик соотечественников - обывателей еще более резок и отвратителен, интонации поэта еще более презрительны и вызывающе дерзки. Они, "имеющие ванну и теплый клозет", "измазанной в котлете губой похотливо напевают Северянина", у их мужчин "в усах капуста", их густо намазанные белилами женщины смотрят "устрицей из раковин вещей". Человек - обыватель - это "два аршина безлицего розоватого теста", "желудок в панаме", лишенный каких бы то ни было человеческих способностей. А когда они все собираются в толпу, то это - "обрюзгший жир", "стоглавая вошь", громоздящаяся "на бабочку поэтиного сердца". Единственное желание поэта, рядом с ними ощущающего себя "грубым гунном", - плюнуть, оскорбить, "изыздеваться", стать собакой, злобно воющей на луну. Он ощущает себя не только огромным по сравнению с этими пигмеями, но еще и способным чувствовать, страдать, творить. Он владелец несметных богатств, "бесценных слов мот и транжир". Рядом с ними, похожими на грубых извозчиков, он - единственный "медлительный и вдумчивый пешеход". Его понять может только скрипка, такая же ранимая и нервная, которой он предлагает "жить вместе". ("Скрипка и немножко нервно", 1914). Из этой антитезы, из противопоставления себя миру рождается важнейший мотив раннего Маяковского - мотив непонятости и трагического одиночества поэта во враждебном мире.
Но этот одинокий и страдающий герой одновременно может презирать и ненавидеть. Поэтому и образ лирического "я" у Маяковского тоже строится на контрасте. Я - нежный, "сплошные губы" ("Облако в штанах"), творец, способный раскрывать бесценные шкатулки слов. И в то же время я - грубый, язвительный, жестокий, способный бросить вызов, ненавидеть, презирать, радоваться чужим мукам, выкрикнуть: "Выше вздымайте, фонарные столбы, / окровавленные туши лабазников!". Эти противоречия образа "я" в поэзии Маяковского столь выразительны, что создают ощущение мятущегося сердца, не умеющего жить в ладу с миром. Он хочет любить - и не может любить, вынужден презирать и ненавидеть, потому что в этом страшном мире любить некого.
Предыдущая страница | Главная страница | Следующая страница |