Подобие в кубизме |
Влияние Поля Сезанна на кубизм1907 год считается поворотным в отношении к традиционному, в первую очередь африканскому искусству, вместе с тем это рубеж, от которого берут начало новейшие художественные направления. 1906 год – год смерти Поля Сезанна – знаменует начало, особенно глубокого его влияния на целое поколение художников. Позднее этот период был назван историками искусства «сезанновским», или «негритянским». Анализируя творчество Сезанна и в особенности его последние работы, в которых он ближе всего подходит к решению поставленных задач, сопоставляя их с наиболее характерными образцами африканской пластики, являющими подчас идеальные примеры воплощения этих пространственных решений. Можно с уверенностью сказать, что именно творчество Сезанна стало последним и, возможно, решающим в ряду факторов, заставивших по-новому взглянуть на примитивное искусство. Оно стало инструментом открытия, и в этом глубинная суть рассматриваемого процесса. Оно открыло глаза художникам, обнаружившим там, где они меньше всего ожидали, новую систему художественных ценностей, принципиально отличную от той, которой тысячелетиями следовало европейское искусство. Осязаемая весомость образов, которой стремился достичь Сезанн, пытаясь посредством выявления ритмических, геометрических структур проникнуть в сущность вещей и явлений и отобразить эту сущность. Таким образом, творчество Сезанна, бывшее логическим результатом всего предшествующего развития европейской живописи, в известном смысле близкое к творчеству Ван Гога, Гогена и Сера, сыграло решающую роль в создании объективных условий, при которых африканское искусство было включено в мировой художественный процесс. Раз уж мы заговорили о П.Сезанне, а нашей основной темой является подобие, то рассмотрим одну из его известнейших картин – «Пьеро и арлекин». Костюм арлекина, вот где автору картины необходимо было обращаться к построению подобных друг другу фигур - ромбов. Кроме этого, геометрическое подобие рисунка сопровождается подобием цвета – чередованием черного и красного. |
© Санкт-Петербург, лицей 590, Булатова Светлана, ученица 9 а класса.
|