Подобие в кубизме |
Зарождение кубизма(Авиньонские девицы.) Зарождение кубизма связывают с написанием П. Пикассо в 1907 году картины "Авиньонские девицы" (Музей современного искусства, Нью-Йорк). Пять обнаженных женских фигур, изображенных в разных ракурсах, запоминающих почти всю поверхность холста, как бы грубо вытесаны из твердого дерева или камня. Тела предельно обобщены, лица лишены выражения. Складки драпировок, составляющих фон картины, создают ощущения распада и дисгармонии. В картине «Авиньонские девицы» изображение состоит из нескольких фрагментов живописных плоскостей, которые оказываются не жестко скрепленными, а находящимся в свободном движении друг относительно друга. Если зритель смотрит на верхний правый угол картины, он с большим трудом может обнаружить плоскости, разграничивающие объемы предметов и пустое пространство. Такого разделения одного из основополагающих понятий для всей предшествующей западноевропейской живописи – в этой работе не существует. Искательные формы со срезанными углами и совмещения фрагментов разных пространных планов передают ощущения необработанной первичной материи. Деформированные, огрублённые фигуры изображены здесь без каких-либо элементов светотени и перспективы, как комбинация разложенных на плоскости объёмов. Пикассо словно пускается к первозданным, еще не преодолевшим хаоса, примитивным основам бытия, где добро не отделено от зла, уродство от красоты. Вряд ли знал тогда сам Пикассо, куда он шел; его страсть экспериментатора, стремление выразить в пластических формах эпоху, свое время. "Смерть хорошему вкусу!" - провозгласил Пикассо, спеша осуществить в "Авиньонских девиц" дерзкий замысел, подобно которому, пожалуй, никогда не знала история искусства. По мере создания картины он обнаружил, что они становятся отражением той стороны жизни, которая веками осуждалась на немоту, ибо были далеки от утонченности и роскоши, от нарядности и внешнего блеска. "Авиньонские девицы" свидетельствовали о том, что наступил вешний день переоценки прежних ценностей. Каждое лицо будет носить с этого времени печать сходства с персонажами этой картины. А также с лицом их творца, поскольку он без колебаний избрал для экспериментов свое собственное лицо, разложил его на части и, сильно встряхнув и перемешав, вновь сложил, что оказывает влияние на возникновение этих пяти патетических фигур на картине. В великолепных линиях "Авиньонских девиц" автор оставил образ, чьи основные черты будут со временем схожи с чертами всех обликов. |
© Санкт-Петербург, лицей 590, Булатова Светлана, ученица 9 а класса.
|