логотип сайта

Подобие в кубизме



Первая мировая война

корабль

Первая мировая война положила конец творчеству многих кубистов. Наиболее яркие сторонники кубизма: Брак, Леже, Метсенже, Глез, Вийон и др. были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Многие из них, конечно, вскоре вернутся с фронта и продолжат работать, но никто не вернется к довоенной поре. Не будет преувеличением сказать, что после войны, хотя и появлялись отдельные кубистические произведения, кубизм как исторический феномен практически закончился.

Однако оказалось, что на войне творчество художников кубистов оказалось востребовано. Корабль

Во время Первой Мировой войны англичане и американцы, да и французы тоже, оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом разрушали и топили корабли союзников. Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющейся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других. Корабль

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Вилкинсон изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего — кубизме.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно — "разбивать" корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы, клетки и так далее. Корабли были раскрашены в яркие цвета и полностью ассиметрично. Корабль

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки "ослепляющей раскраской", а американцы — "суматохой" или "кутерьмой".

И это сработало. Дело в том, что немецкие подводники должны были находить противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск обозначали промах. Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое. Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, "соединялось" с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что. Корабль

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный "кубический" окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались. В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда. Корабли не были "зебрами" — их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета, в море конвой из этих "судов-попугаев" выглядел просто ошеломляюще. Корабль

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование "ослепляющей живописи" на флоте. На то было несколько причин. Так, появилась эффективная авиация — с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. корабль

Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким "невоенным способом". ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к "суматохе" в конце Второй Мировой — после того, как уничтожили японскую авиацию. И действительно защищали "живописью" свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами). Однако третьего пришествия не случилось — усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей. Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, "туманно-серый" цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон. Корабль

Чем же нам интересно такое применение кубизма. Каждый, конечно, видел волнующуюся поверхность моря или большого озера. Волны – сами по себе являются подобными «построениями», а белые «барашки», образующиеся на гребнях волны, создают еще и цветовое подобие. Полосатая раскраска бортов кораблей демонстрирует, как построение подобных между собой фигур, так подобие волнистой поверхности моря, а цвет полосок – подобие цвету гребней. Но и иных раскрасках кораблей мы также наблюдаем множество подобных фигур- квадратов, прямоугольников и других.


© Санкт-Петербург, лицей 590, Булатова Светлана, ученица 9 а класса.