Принцесса Алиса
Предрассветные часы 3 сентября 1878 года обещали жителям английской
столицы теплый солнечный день. И действительно, утро выдалось ясным и
ласковым, каких мало видят обитатели Лондона, привыкшие к макинтошам,
зонтам, калошам и насморку. К 10 часам утра к пассажирской пристани на
Темзе у Лондонского моста начали стекаться со всех сторон города сотни
людей.Всем не терпелось купить билет на экскурсионный пароход и
отправиться на нем по Темзе. "Вряд ли до следующего лета повторится
такая чудесная погода", - рассуждали лондонцы. У причала
"Лебединый", по левому берегу Темзы, в тени Лондонского моста
экскурсионный колесный пароход "Принцесса Алиса", украшенный флагами
и вымпелами, под звуки оркестра принимал пассажиров. Это был железный
колесный пароход, считавшийся одним из лучших в составе флота фирмы
"Лондон стимбоут компани". Он отличался от других пароходов изящными
обводами корпуса и слыл очень популярным судном у лондонцев.
Двенадцать
лет кряду он совершал регулярные однодневные круизы по Темзе от
Лондонского моста до Ширнесса и обратно. Пароход был сравнительно
небольшим по своим размерам: длина его составляла 65 метров, ширина
- 6,1 метра, высота надводного борта - 2,5 метра. Регистровый тоннаж
парохода равнялся всего 251 тонне. Компактная паровая машина мощностью
140 индикаторных сил обеспечивала судну скорость 12 узлов.
По
действовавшим в те годы британским правилам при плавании во внутренних
водах этот пароход мог принять на борт 936 пассажиров, а по
действовавшим тогда нормам обеспечения безопасности человеческой
жизни на реке на нем имелись всего две небольшие спасательные шлюпки
и двенадцать спасательных кругов. Пассажиры, отправлявшиеся на
"Принцессе Алисе" на пикник, были одеты по моде того времени: женщины
в длинных платьях с кринолинами и в чепцах, украшенных искусственными
цветами, мужчины - в сюртуках и фраках, с цилиндрами или котелками
на голове. В 10 часов 30 минут "Принцесса Алиса", дав гудок, кормой
отошла
от причала и, развернувшись на середине реки, пошла вниз по течению
одиннадцатиузловым ходом. На ее борту находилось более 700 экскурсантов,
большую часть которых составляли женщины и дети. Для привлечения на
экскурсию пассажиров компания оборудовала на пароходе шикарный салун
и наняла оркестр, и как только "Принцесса Алиса" отвалила от пристани,
его дирижер приказал музыкантам играть популярную в те годы у англичан
мелодию "Хорошее рейнское вино".
На верхней палубе начались танцы.
Чтобы высадить желающих пассажиров и принять на борт других, пароход
сделал короткие остановки в Гринвиче, Вулвиче и Грэйвсэнде. Плавание
до Ширнесса прошло вполне благополучно и весело.
После
трехчасовой стоянки в Ширнессе, отведенной для пикника, уставшие,
но очень довольные отдыхом экскурсанты возвратились на борт парохода.
"Принцесса Алиса" отправилась в обратный рейс. Салун был переполнен,
пассажиры пили, беззаботно распевали песни и танцевали. В 6 часов
вечера "Принцесса Алиса" сделала остановку в Грэйвсэнде.
Здесь на
пристани ее ждали сотни экскурсантов, которые, посетив знаменитый
королевский парк Рочестервил Гарденс, спешили засветло добраться
до Лондона ближайшим пароходом. Капитан "Принцессы Алисы" Вильям
Гринстед, опасаясь перегрузить судно, принял на борт только половину
желающих. Таким образом, на судне уже оказалась почти тысяча человек...
Вечер был тихим и теплым. "Принцесса Алиса", избегая сильного отливного
течения, шла вдоль правого берега Темзы к мысу Трипкок. В этом месте
излучина Баркингс-Рич переходит в излучину Галлеонс-Рич и русло реки
под углом 45 градусов поворачивает на юго-запад. До Вулвича оставалось
чуть более полутора километров. В это время вниз по реке шел
угольщик "Байуэлл Касл". Он в балласте направлялся за углем в Ньюкасл.
На его борту находились два лоцмана: Дике - речной, обеспечивающий
проводку до Грэйвсэнда, и морской лоцман Чапман, который должен был
вести судно дальше.
В 19 часов 35 минут капитан "Принцессы Алисы"
заметил ходовые огни идущего навстречу парохода, с которого в свою
очередь лоцман Дике увидел красный левый бортовой огонь "Принцессы
Алисы", открывшийся из-за мыса Трипкок. Ширина Темзы в месте встречи
судов равнялась трети мили, видимость была отличной. В те годы в Англии
еще не существовало единых правил расхождения морских и речных судов
на фарватере реки. Суда могли расходиться любыми бортами в зависимости
от ситуации. Понимая, что встречное судно идет против течения и
огибает мыс Трипкок, лоцман "Байуэлл Касл" Дике решил, что оно отвернет
к северному (левому) берегу реки, где отливное течение было, по его
мнению, намного слабее. Поэтому он намеревался приблизиться к южному
берегу реки и разойтись с колесным пароходом левыми бортами. Но
капитан "Принцессы Алисы", имевший права лоцмана, был иного мнения:
он принял решение не пересекать курс встречного судна и продолжать
идти вдоль южного берега.
Но почему-то Гринстед проявил определенную
нерешительность и слишком поздно стал перекладывать руль на левый
борт. Когда судно вышло из-за прикрытия мыса, мощное течение вынесло
его на стремнину реки. На "Байуэлл Касл" теперь видели зеленый огонь
правого борта "Принцессы Алисы", он был подставлен под удар.
Лоцман
Дике мог спасти положение, если бы быстро повернул влево, но руль
"Байуэлл Касл" был уже положен на правый борт. Столкновение стало
неизбежным. За несколько секунд до столкновения с обоих пароходов
послышались окрики, требования уступить дорогу, проклятия и ругательства.
К моменту сближения пароходов наступила темнота, и каждый из
капитанов мог судить о курсе встречного судна только по положению
ходовых огней, они не поняли маневров друг друга. Гудки для
предполагаемых изменений курса в те годы на Темзе еще не применялись.
Угольщик своим прямым, как старинный угольный утюг, форштевнем ударил в
правый борт "Принцессы Алисы" чуть позади гребного колеса. Нос парохода
вместимостью почти полторы тысячи регистровых тонн, разрушив машинное
отделение, фактически разрезал корпус судна пополам... После удара нос "Байуэлл Касл" некоторое время удерживался в
пробоине борта "Принцессы Алисы", которая еще держалась на плаву.
Но капитан угольщика Томас Харрисон совершил непоправимую ошибку: он
дал в машинное отделение команду: "Полный задний ход!"
Форштевень
парохода выдернулся из пробоины, куда мощным каскадом хлынула вода.
Действие этой трагедии длилось всего 4 минуты. Как только "Байуэлл
Касл" отошел назад, корпус "Принцессы Алисы", разрубленный форштевнем
почти пополам, переломился на две части, которые погрузились на дно
Темзы.
Сразу же после столкновения все, кто находился в салуне и салонах
"Принцессы Алисы", бросились к дверям. В давке их не смогли сразу
открыть: они открывались внутрь помещений.
При погружении носовой части парохода взорвались паровые котлы, десятки
людей обварились паром. Река в месте столкновения судов была усеяна
барахтающимися телами. Ища спасения, люди хватались друг за друга и
топили друг друга. Тонули целыми семьями, тонули сотнями. Люди путались
в своих длинных одеждах, захлебывались и шли ко дну. "Байуэлл Касл"
приблизился к месту, где тонули люди, и, став на якорь, спустил на воду
шлюпки. С его борта бросили на воду имевшиеся швартовные концы и тросы.
Но это дало возможность спастись немногим, так как сильное отливное
течение уносило умевших плавать людей вниз по реке. Предвкушение чудесной прогулки
Встреча судов
Столкновение
Человеческие жертвы
Весть о разыгравшейся трагедии быстро донеслась до Лондона. Ночью сотни людей с зажженными факелами пришли к зданию компании "Лондон стимбоут", чтобы узнать о судьбе своих близких, отправившихся на экскурсию на "Принцессе Алисе". Внезапность катастрофы в обстановке охватившей людей паники обернулась огромным числом человеческих жертв.
Сколько людей погибло при этом столкновении, точно никто не знает, потому что неизвестно, сколько дополнительных пассажиров село на "Алису" в Грэйвсэнде. Считают, что всего на борту судна в обратном рейсе находилась почти тысяча человек. Поиски тел погибших начались той же ночью при луне и велись целую неделю.
Из реки, в разных ее местах, извлекли 630 утопленников, включая 8 из 14 членов экипажа "Принцессы Алисы". Тело капитана Гринстеда нашли на пятый день на дне у причала Вулвича. Сколько трупов не было обнаружено, сказать никто не мог. Тех, кого не опознали родные и близкие, похоронили близ Лондона в братской могиле.
Великая темзенская трагедия не прошла даром. Во время работы следственной комиссии управлением торговли был учрежден специальный комитет, которому поручили выработать рекомендации по обеспечению безопасности плавания. Эти рекомендации легли в основу правил плавания по Темзе и позже, в 1899 году, - Международных правил для предупреждения столкновения судов в море.
Рекомендации комитета гласили: каждое судно, вне зависимости от его размера и преимуществ, должно придерживаться правой стороны фарватера; любое судно, пересекающее реку и совершающее поворот, принимает на себя полную ответственность за безопасность сближения и не должно мешать другим судам.