Особенно выразительна и горька
картина из стихотворения "Сорокоуст", где паровоз - "стальной конь",
уродливый и могучий в своем уродстве, бежит по степям "на лапах чугунных",
"железной ноздрей храпя". А вслед за ним несется "красногривый жеребенок",
который рядом с железным чудовищем выглядит одновременно беззащитным
и прекрасным.
      
 Он
несется, "как на празднике отчаянных гонок, тонкие ноги закидывая к
голове". Контраст железного и живого, темного и красного, "тонких ног"
и "чугунных лап" настолько выразителен, что не оставляет никакой надежды
коню живому. Однако смысл контраста глубже, чем просто противопоставление
живого и механического. Противостоят друг другу два мира и два времени.
Поезд бежит по степям (степь - пустынное, выжженное, мертвое), а жеребенок
скачет "по большой траве" (трава - живое, свежее, прохладное). Один
мир - пустынный, мертвый, другой - живой, радостный. Бег коня словно
стремится вернуть время, когда ценили красоту и свободу, но эти попытки
обречены: "… живых коней победила стальная конница". Эта потеря горька
и невозвратна, и ее переживает и природа ("…головой размозжась о плетень,
облилась кровью ягод рябина"), и человек ("…соломой пропахший мужик
захлебнулся лихой самогонкой"). От "Сорокоуста" нить тянется к одному
из самых отчаянных и мрачных циклов, носящему название "Москва кабацкая".