В пьяной тоске стихов "Москвы кабацкой" звучит острый
мотив обреченности: "На московских изогнутых улицах умереть, знать,
судил мне Бог". Но эта обреченность - не только в предчувствии
смерти, а еще и в ощущении безвозвратной оторванности от родного, когда-то
любимого мира, в который уже не вернуться, который нет больше сил любить:
"Нет любви ни к деревне, ни к городу", "Да! Теперь решено.
Без возврата / Я покинул родные поля", "Низкий дом без меня
ссутулится, / Старый пес мой давно издох", "Что-то всеми навек
утрачено", "Полюбил я носить в легком теле / Тихий свет и
покой мертвеца", "Мне не жаль вас, прошедшие годы, - / Ничего
не хочу вернуть". Все эти строки написаны человеком, утратившим
корни, которыми душа прирастает к жизни. И сохнет человек, словно дерево
без корней, черствеет душой, теряя способность радоваться и страдать.
Цинизм, грубость, жестокость к себе самому и другим звучат в "любовных"
стихах "Москвы кабацкой", если, конечно, можно назвать их
любовными. В них - равнодушие, стремление забыться, пьяные слезы, пьяный
"выверт", когда герой говорит, что "бутылок рать"
на его столе собрана лишь ради одного: "Я собираю пробки - / Душу
мою затыкать". В них женщина именуется презрительно и грубо - "сукой",
"выдрою", "стервою" - и тут же звучит пронзительная
пьяная тоска: "Дорогая, я плачу, / Прости…прости…". В этих
стихах любви нет, а есть страшная безысходность: "Наша жизнь -
простыня да кровать. / Наша жизнь - поцелуй да в омут".