В стихотворениях 1919 года впервые появляется образ "хулигана",
в котором словно слиты мотивы дерзости и тоски, бесшабашной удали и
горечи. Эти стихи наполнены образами осени - не просто как времени года,
но как этапа человеческой жизни, идущей к закату. Мотив скорой смерти
в стихах этого периода встречается довольно часто: луна похожа на деревянные
часы, которые скоро "прохрипят мой двенадцатый час", у ветра
панихидный напев. Даже в привычной картине жатвы поэту видится страшная
жестокость: "Режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей",
снопы по полю лежат, словно желтые трупы. А колосья из снопов выбивают,
"словно кости из худых телес", отдавая их потом страшной "людоедке-мельнице".
И эти страдания зерна отравляют людей злобой.
   
 Еще один важный мотив, характерный для этого периода, - мотив неприятия
города, городской культуры. Насколько богаты у Есенина деревенские пейзажи,
настолько практически нет картин города. Есть лишь мрачные штрихи -
"скелеты домов", кабаки, фонарь отражает в черной луже "безгубую
голову". Поле давится телеграфными столбами, "каменные руки
шоссе" сдавили деревню за шею, "смирительной рубашкой"
бетона взята в плен природа - город начал наступление на деревню.