Состав Ладожской флотилии
Ладожская военная флотилия была сформирована 25 июня 1941 года приказом наркома ВМФ из учебного отряда ВМУЗ. Она состояла из дивизиона учебных кораблей (4 транспорта и 5 парусно-моторных шхун), дивизиона катеров, учебно-артиллерийского дивизиона. Главная база флотилии находилась в Сортанлахти, тыловая - в Шлиссельбурге.
В состав флотилии зачислили 6 канонерских лодок, а именно "Вира", "Бурея", "Нора", "Олекма", "Селемджа", "Шексна", 6-й дивизион тральщиков, дивизион катеров-тральщиков, группу кораблей специального назначения и береговые части.
Действия в 1941 году
31 августа – для поддержки наших частей у Шлиссельбурга в район Ивановских порогов был направлен отряд кораблей. С 1 по 7 сентября они вели обстрел боевых порядков противника в районе Мга, Горы, Ивановское, Пухолово, Погорелушка, Сологубово.
20 по 29 сентября - для поддержки правого фланга 23-й армии в районе Тозерово на позиции находилась канонерская лодка "Вира".С 20 по 24 октября - отряд кораблей дважды выходил на огневые позиции и обстреливал командные пункты и позиции противника на южном побережье Ладожского озера в районе населенных пунктов Липки, Синявино, Шлиссельбург.
8 сентября - германские войска захватили Шлиссельбург, и железнодорожная связь Ленинграда со страной окончательно прекратилась. Так началась знаменитая блокада Ленинграда. Устоит ли Ленинград, зависело теперь от Ладожской военной флотилии, которой подчинялись суда Северозападного речного пароходства. В сложившейся ситуации организация перевозок была весьма сложной: со станции Волховстрой вагоны подавались на пристань Гостинополье.
12 сентября– в Осиновец прибыли две баржи, доставившие 800 тонн зерна. Это был первый рейс с грузами для осажденного города. В тот же день сторожевой корабль "Пурга" доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов.
Перевозки по озеру проходили в неимоверно трудных условиях. Ладога, тихая и безобидная в ясную погоду, осенью становится неузнаваемой: ветры силой до 10 баллов поднимают огромные волны, опасные даже судам озерного типа. Для перевозок по озеру в спешном порядке были собраны все суда, какие только можно было собрать, — 49 озерных и речных барж, в том числе более 20 таких, которые вследствие технических неисправностей и других причин раньше не использовались. Немало судов погибли от штормов и бомбежек.
Например, ночью 17 сентября шторм выбросил на прибрежные камни пароход "Ульяновск", захлестнул волнами пароходы "Козельск", "Войма", "Мичурин" и другие суда с продовольствием для Ленинграда, потопил также баржу с эвакуированными из Ленинграда женщинами и детьми. Тральщик № 122, подобравший около 200 человек с потерпевших аварию в десятибалльный шторм судов, атаковали девять бомбардировщиков. В корабль попали две авиабомбы, но тральщик продолжал стрелять из единственного 45-мм орудия до тех пор, пока не затонул. 5 октября в ходе артиллерийской поддержки частей 23-й армии в районе Никулясы была повреждена авиабомбой канонерская лодка "Олекма". На следующий день она затонула. Поднять ее удалось лишь 6 июня 1944 года.
С 24 октября по 18 ноября - корабли флотилии осуществили перевозку в полном составе 191-й стрелковой и 44-й горнострелковой дивизий и 6-й отдельной бригады морской пехоты (более 20 тысяч человек), а также 129 орудий, 974 лошадей и другого имущества. Операция проходила под воздействием авиации противника.
4 ноября - в базе Осиновец одиночный бомбардировщик "Блейнхейм" атаковал сторожевой корабль "Конструктор".
17 ноября - из Новой Ладоги вышел первый эшелон кораблей.
20 ноября - были затерты льдами и затонули буксиры "Ижорец-9", "Ижорец-10" и "Ижорец-4", буксировавшие пароход "Козельск", сторожевые катера МО-175 и МО-216.