|
"Лирическая
трилогия" | I том |
"Прекрасная Дама"
Центральный
цикл - это "Стихи о Прекрасной Даме". Жизненный сюжет, который
лег в основу этих стихотворений - любовь поэта к Л.Д. Менделеевой, впоследствии
ставшей его женой. Именно этот сюжет своей жизни Блок в письме к Белому
назвал "мгновениями слишком яркого света".
В
этот период Блок переживает увлечение идеями философа-мистика и поэта
Владимира Соловьева. Соловьев провозглашает существование Души мира,
Вечной Женственности, Божества, существующего в женском образе, которое
стремится в мир, чтобы преобразить его, очистить и спасти от надвигающейся
катастрофы.
Романтическое
сознание молодого Блока, стремящееся к идеалу, в облике земной девушки,
своей прекрасной возлюбленной разглядело черты Божества. Он преобразил
историю реальной, земной любви в миф.
Его
возлюбленная предстает строгим и величественным Божеством, Девой Света.
Она лишена конкретных черт, потому что трудно, просто невозможно разглядеть
их в том сиянии, котором она окружена. Ее облик воплощен в символических
образах светильника, зари, маяка, пожара, Библейского горящего куста,
звезды, пламени.
Она
- единственный свет его мироздания. И обращается поэт к своей возлюбленной
на "ты", но пишет это слово всегда с большой буквы, и мы понимаем,
что это не близкое "ты", а "Ты" молитвенное, с которым
человек обращается к Богу. Поэтому для Нее у Блока есть еще один эпитет
- "святая". В стихотворениях этого периода образ возлюбленной
часто связывается с образом храма, церковных святынь, колокольного звона,
икон. И с этим связана цветовая палитра первого тома, где наиболее часто
встречающимися цветами являются голубой ("лазоревый", "лазурь"),
белый и золотой - цвета храма.
Она
- строгая, величественная, таинственная. В ее присутствии все окутано
тайной. Эпитет "таинственный" и слово "тайна" выступают
в стихотворениях первого тома в самых необыкновенных и причудливых сочетаниях.
Здесь есть "таинственный сумрак" и "таинственные соцветия",
"мгновения тайн" и "таинство зари". Весь мир в ожидании
Ее прихода был "вечной тайной", "древней тайной",
"непостижимой тайной". Тайной была и Она сама. Она обладает
"таинственным голосом", "таинственным взором". У
Нее нет определенного облика, потому что Она не только вспышка света,
но и вечная тайна.
Мир
в ожидании Ее темен и пуст. Эта тьма, мрак составляют антитезу "световому"
образу Прекрасной Дамы. Конкретных примет Ее нет, потому, что Она -
ослепительный свет и тайна, а конкретных примет мира нет, потому что
он окутан мраком, мглой, ночью, тьмой. Слова этого "темного"
ряда в стихотворениях первого тома так же часто встречаются, как и световые
образы. Все в мире он воспринимает как знаки Ее появления, которого
ждет, надеется и боится.
Себя
в ожидании Ее в этом мире он ощущает бесконечно одиноким. А по отношению
к Ней чувствует себя рабом, иноком, принявшим добровольное служение,
отроком, "зажигающим свечи" в храме и бросающим белые цветы
за церковную ограду. Его любовь - застенчивая, робкая, безнадежная.
И в то же время его чувство - страстное ожидание, предчувствие чуда.
Чуковский
пишет о первой книге стихов с восторгом: "Только об этом он и пел
- изо дня в день все шесть лет: с 1898 по 1894 и посвятил этой теме
687 стихотворений… Этого, кажется, не было ни в русской, ни в какой
другой литературе. Такая однострунность души!… Ни разу за все это время
у него не нашлось ни одного слова - иного. Вокруг были улицы, женщины,
рестораны, газеты, но ни к чему он не привязался, а так и прошел серафимом
мимо всей нашей человеческой сутолоки… Ни слова не сказал он о нас,
ни разу даже не посмотрел в нашу сторону, а все туда - в голубое и розовое".
Этими словами очень точно передается настрой главного цикла первого
тома - "Стихов о Прекрасной Даме".
"Стихи
о Прекрасной Даме", как и стихотворения двух других циклов, написаны
в эстетике символизма. Сложность образов-символов, музыкальность, звуковая
и цветовая выразительность, метафорическая усложненность языка, иррациональность
- вот те характерные черты, которые определяют особенность лирики первого
тома. Вот почему сразу же после выхода в свет первого поэтического сборника
(а "Стихи о Прекрасной Даме" вышли отдельным изданием в 1904
году) Блок занял ведущее место в кругу русских символистов.Еще
одно чисто биографическое замечание. Увы, поэт не сделал счастливой
ту женщину, которой посвятил прекрасные и неземные слова любви. Любовь
Дмитриевна была обычной женщиной, которая хотела простого человеческого
счастья: дома, семьи, детей. А ее возвели в ранг Божества. Она написала
Блоку горькие слова о том, что он "тянет" ее на такие высоты,
где ей "холодно, страшно и скучно".
С
его ощущением бездомности, катастрофичности бытия, с его отношением
к земной любви как к "ложной дороге", которая неизменно заканчивается
тупиком разочарования и разлуки, конечно, простое человеческое счастье
было невозможно. Пережив все это, уже в зрелом возрасте, в стихах третьего
тома он скажет горькие слова о том, что за радости и муки творчества
поэт расплачивается собственной жизнью (стихотворение "И вновь
порывы юных лет…")
|