|
"Лирическая
трилогия" | III том |
"Кармен"
На
фоне "страшного мира", "цыганской страсти" и "бреда"
удивительно ярко звучат стихи цикла "Кармен". Это последние
стихи о любви в творчестве Блока. Посвящены они знаменитой оперной певице
Л.А. Дельмас, исполнительнице партии Кармен в одноименной опере Бизе.
По мотивам и настроениям стихи этого цикла похожи на "Снежную маску"
второго тома.
Образ возлюбленной
изменчив и прекрасен. Она - то гордая и страстная испанская красавица,
за любовь которой можно заплатить "ценою жизни", то современная
женщина, актриса, непостижимо "русская душою", потому что
есть в стихотворениях этого цикла и вербы, и "весенняя таль",
и плетень, и крик журавлей, и ячменный колос, и горячая молитва.
С удивительной силой
в цикле "Кармен" опять зазвучали синкретические образы: "глухо
зазвенят запястья", "певучий стан", "песня…нежных
плеч". Это блоковское открытие - музыка тела. Здесь, как всегда
в стихотворениях Блока, конкретность становится толчком для развития
образа: возлюбленная - актриса, оперная певица, но ее красота, гармония
и грация сродни музыке.
Образы стихии, символизирующие
свободу, яркую индивидуальность героини, в цикле "Кармен"
богаче, чем в "Снежной маске". Здесь и океан, меняющий свет,
и музыка, и ветер, и мартовская метель, и звезда, и комета.
В последнем стихотворении
цикла любовный сюжет выходит на уровень космический, снова появляется
"здесь" и "там". То, что здесь - непостижимая женская
красота, там - Вселенская душа, гармония светил. Это - вечный отзвук
"Стихов о Прекрасной Даме", который, несмотря ни на что, жив
в любовной лирике Блока.
Как в первом томе,
есть банальная, обыденная, земная любовь - "ложная дорога",
ведущая в тупик разочарования (и она - в стихах "Седое утро",
"Унижение", "Перед судом", где изображен пепел отгоревшей
страсти) - и есть то высокое, истинное чувство, в котором воплощена
мировая душа, стремление к идеалу гармонии и красоты. И тут уже не может
быть обычного сюжета: "…нет счастья, нет измен…Мелодией одной звучат
печаль и радость…".
И пусть внешние приметы
героини другие, но высшая сущность образа оставалась той же Его Прекрасная
Дама являлась ему то загадочной Незнакомкой, то Снежной Маской в снежном
костре, то прекрасной и свободной Кармен.
Но есть нечто иное
по сравнению с первым томом. Это иное - образ лирического героя. Он
уже не инок, не отрок, не раб. Он равен своей возлюбленной по силе и
свободе: "Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен".
|