|
"Лирическая
трилогия" | II том
Второй
том лирики Блока включает в себя стихи 1904-1908 годов и состоит из
восьми циклов, предваряемых "Вступлением":
Стихи
второго тома вызывают сложное и странное ощущение, если воспринимать
их в контексте первого. Если лирических герой первого тома - чистый
отрок, целомудренный инок, нежный и отрекшийся от мира ради служения
возлюбленной - Божеству, то герой второго тома - нищий бродяга, горький,
бездомный, посетитель ночного кабака. Кабак в этих стихах появляется
так же часто, как храм - в стихах первого тома. Появляются во втором
томе новые мотивы и образы, новые темы, принципиально изменяется мир,
изменяется и образ любви, воплотившийся совсем в ином, новом образе
возлюбленной.
Второй
том - это тревожный, конфликтный мир, мир, в котором не молятся, но
проклинают, кощунствуют, пьют. Это мир в предчувствии катаклизмов, трагедий,
это мир разрушительной и гибельной страсти. Во втором томе есть стихотворения,
навеянные революционными событиями 1905 года. Он значительно более разнообразный
и по настроению, и по темам, чем первый том.
Одно
из самых драматичных и прекрасных стихотворений второго тома- стихотворение
"О, весна без конца и без краю…". Это стихотворение - о драматизме
жизни, о том, что она вмещает и прекрасное, и страшное, и спасительное,
и губительное. А еще это стихотворение о мужественном приятии жизни
со всем, что в ней есть - удачами и неудачами, спорами, бессонными ночами,
уродливыми "колодцами земных городов", светлым и бескрайним
простором неба, "рабьими трудами", мучениями и гибелью. Жизнь
может быть враждебна но она прекрасна - "с буйным ветром в змеиных
кудрях, с неразгаданным именем Бога на холодных и сжатых губах".
И снова жизнь, судьба предстает для Блока в женском облике. И опять
чувство его - это стихия, где сливаются ненависть, любовь, проклятья
и славословия.
И
вспоминается то же письмо А. Белому, в котором Блок говорил о "мужественном
художнике, глядящем в лицо миру", который "вглядывается в
контуры добра и зла - ценою утраты части души". Какую часть своей
души он ощутил утраченной в стихах второго тома? Вероятно, способность
к преклонению, чистоту, невинность, наивность. Он больше никогда не
назовет себя ни "отроком", ни "иноком", как в стихах
первого тома. Но романтический порыв к идеалу, к свету, к красоте в
нем сохранился.
|