|
"Лирическая
трилогия" | II том |
"Город"
Обратимся
к одному из важнейших стихотворений цикла "Город" - стихотворению
"Петр", написанному в 1904 году. В стихотворении создан символический
образ города Петра - "Медный всадник". Образы всадника и змеи
в реальном памятнике противопоставлены друг другу, конь попирает змею
копытом. В стихотворении же антитеза "всадник - змея" отсутствует,
наоборот, они словно слиты воедино. (Кстати, в блоковском тексте слово
"змея" заменено словом "змей", которое воспринимается
в Библейском смысле - как символ греха, порока, соблазна, дьявола).
В "глухие вечера" змей, превращаясь в туман, "расклубится
над домами", а от факела в руке царя зажгутся "нити фонарей",
"витрины и тротуары" заблестят цепочками огней, и город наполнится
голосами, "крикливыми и струнными". Поэт создает картину порока
и разврата в смелых, выразительных образах: "потонет взгляд в манящем
взгляде", "бегите все на зов, на лов", "пускай невинность
из угла протяжно молит о пощаде". Царь и змей несут городу зло
и гибель. И поэтому в лучах восхода кажется, что в руках царя сверкает
страшный огненный меч - меч Антихриста. Это символическое изображение
города зловещее и страшное.
Но
город порока изображается поэтом по-разному. В стихотворении "Незнакомка"
из цикла "Город", казалось бы, город нарисован вне мистического
контекста. Он пошлый и обыденный. Это город ресторанов, переулков, канав,
загородных дач, пыли, духоты, город "дам" и "испытанных
остряков", "сонных лакеев", и "пьяниц с глазами
кроликов". Звуковой фон стихотворения не менее уродлив, чем видимые
образы. Это пьяные окрики, женский визг, скрип уключин в лодках, плывущих
по озеру, детский плач. Вместо золота звезд или солнца над этим миром
золотится "крендель булочной" - символ обыденности. Это мир
без поэзии, без красоты, без музыки.
Вообще
Блок как бы разрушает лирические стереотипы. Весенний воздух, который
в лирических стихах всегда дышит прохладной свежестью, ароматами цветов
и трав, любви и возрождения, назван в стихотворении "тлетворным",
т.е. мертвящим, "творящим тление" (слово "тлен"
связано со словами "гибель", "разврат"). Этот воздух
"правит окриками пьяными", он словно порождает грязь. О луне
сказано: "А в небе, ко всему приученный, бессмысленно кривится
диск". В этом образе - и пошлость обыденности, и плоское уродство.
Лирический
герой стихотворения ощущает бесконечное одиночество в этом мире. Но
даже в обители убогой пошлости может появиться красота. И она появляется
в образе таинственной Незнакомки. В ней все прекрасно и загадочно. Упругие
шелка ее платья "веют древними поверьями", "шляпа с траурными
перьями" создает неясный привкус печали, "в кольцах узкая
рука" дышит изяществом. Ее духи веют туманами и тайной, а взгляд
"сквозь темную вуаль" ловит не лицо, а "берег очарованный
и очарованную даль". И по отношению к этой загадочной и таинственной
женщине герой ощущает сковывающую душу "странную близость".
Его состояние - это состояние опьянения - вином или близостью таинственной
красавицы. И уже картина утрачивает реальность: герою видятся качающиеся
"перья страуса склоненные" и "очи синие, бездонные",
похожие на экзотические цветы с дальних берегов. Кто она - прекрасное
видение, навеянное "терпким вином", или ресторанная проститутка,
чей облик облагорожен собственными фантазиями героя? Это не важно. Важно.
Что в мире пошлости еще осталась красота. И если она порождена вином,
то да здравствует вино!
Как
это ни странно, как ни кощунственно может показаться, но в образе Незнакомки
вдруг просвечивают далекие черты Прекрасной Дамы. Ее облик изменился,
это больше не Лучезарное Божество, но и не обычная земная женщина. От
Прекрасной Дамы в ней остались тайна, красота, гармония и ощущения непричастности
к этому миру. Просто недостижимый идеал романтика теперь воплотился
в другой форме, но сущность, природа образа осталась та же.
Есть
одно косвенное доказательство этой мысли. Блок, как известно, большое
внимание уделял размещению своих стихотворений в книгах. Рядом с "Незнакомкой"
он поставил стихотворение, которое очень похоже на "Незнакомку"
и по композиции, и по ритмическому строю, и по образной системе. Это
стихотворение - "Там дамы щеголяют модами…".
Если
сравнить оба стихотворения, то первое ощущение, что это вариации на
одну и ту же тему. Тот же пошлый мир, те же "дамы", а "испытанные
остряки" вполне соответствуют лицеистам, из которых каждый "остер".
Те же озера, та же пыль, та же скука. И то же разрушение лирического
стереотипа в образе "недостижимой зари", которая возникает
над "пропыленными вокзалами" и "дачников волнует зря".
И она появляется, прекрасная, изящная. И те же черные шелка, и кольца.
Но она абсолютно земная. Земная, потому что облик ее лишен той призрачной
таинственности и загадочности, он более определенный, конкретный. На
ней не просто шляпа, а вполне конкретная шляпка модного фасона - "шлем".
И не просто вуаль, а "вуаль, покрытый мушками" (сколько пошлости
в этих "мушках"!) А взгляд, брошенный сквозь вуаль, ловит
не загадочные образы "очарованной дали", а "глаза и мелкие
черты". Как показательны эти обыкновенные глаза, без всякого определяющего
слова, а мелкие черты словно снижают, приземляют образ.
И
если в Незнакомке все дышит тайной, в ней нет никаких земных чувств,
то героиня второго стихотворения "бесстыдно упоительна и унизительно
горда". Сколько больного, изломанного, неестественного в этих эпитетах!
И
если Незнакомка сохраняет непричастность к пьяному миру, то в другом
стихотворении облик героини рисуется на фоне пивных кружек, а в финале
она "вином оглушена", то есть пьяна так же, как и все вокруг,
как и сам герой.
Незнакомка
- вне мира, героиня стихотворения "Там дамы щеголяют модами…"
- часть этого мира. Она красива обычной женской красотой, в ней есть
и порочность, и прелесть, но нет тайны. И на фоне этой героини еще острее
ощущается мистическая природа образа Незнакомки.
|