С самого начала войны Ленинград, расположенный всего в 170 км от финской границы, оказался прифронтовым городом. Замкнувшееся к осени 1941г. вражеское кольцо вокруг города, пожар Бадаевских складов, погубивший стратегические запасы продовольствия, поставили город в ужасающее положение.
Холод и голод зимы 1941-1945 гг. унесли тысячи жизней. Не работал транспорт, водопровод, теплосеть. Замерла жизнь многих предприятий Для облегчения выполнения фронтовых заказов все производство было разбито на простейшие операции. Бездействие транспорта заставило сконцентрировать все оборудование по возможности в одном месте, слить ряд родственных предприятий. Так, заводы электропромышленности были объединены на базе завода «Светлана».
Ленинградские рабочие вместе с моряками Балтики ремонтировали боевые суда, готовили их к предстоящим боям. Заводы выделили опытных инженеров, ученых, мастеров и рабочих, которые героически трудились совместно с экипажами кораблей.. Большую техническую помощь флоту оказывали рабочие «Электросилы», которым был поручен ремонт и изготовление 500 различных машин и приборов.
Еще в марте 1942 г. рабочие Кировского завода приступили к изготовлению и ремонту артиллерийских орудий и танковых моторов. Выполнять оборонные задания начали и другие ленинградские предприятия. В апреле производство военной продукции удалось организовать на 50 фабриках и заводах города-фронта. Приступив к выполнению фронтовых заказов, ленинградская промышленность столкнулась с острой нехваткой рабочей силы. Десятки тысяч лучших кадровых рабочих ушли на фронт, эвакуировались со своими предприятиями в глубь страны, погибли от голода. Обеспечение бесперебойной работы промышленности на всем протяжении зимы 1942/43 г. было настоящим подвигом ленинградских рабочих.
Трудности усугублялись не только тем, что многие кадровые рабочие еще не вполне оправились после тяжелых испытаний голодной зимы. Зимой 1942/43 г. была проделана большая работа по воспитанию и обучению молодых рабочих.