ЖИЗНЬ И
ТВОРЧЕСТВО ИВАНА БУНИНА
Первое стихотворение Бунин написал в возрасте
восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати,
а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, "с одним крестом
на груди", он начинает добывать хлеб литературным трудом.
В свои 19 он производил
впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей
в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны,
признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась
одна вызывающая к себе интерес тема - тема природы. Ей останется верен
Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет
входить философская и любовная лирика.
Бунин вырабатывает свой собственный стиль в русле прочных классических
традиций. Он становится признанным поэтом, достигнув мастерства прежде
всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу
- "усадебную, полевую и лесную флору Орловщины", родной поэту
среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого советского поэта
А. Твардовского, Бунин "воспринял и впитал в себя, и этот запах
впечатлений детства и юности достается художнику на всю жизнь".
Одновременно со стихами Бунин писал и рассказы. Он знал и любил русскую
деревню. К крестьянскому труду он проникся уважением с детства и даже
впитал "на редкость заманчивое желание быть мужиком". Закономерно,
что деревенская тема становится обычной в его ранней прозе. На его глазах
русские крестьяне и мелкопоместные дворяне нищают, разоряется, вымирает
деревня. Как позже отмечала его жена, В. Н. Муромцева-Бунина, его собственная
бедность принесла ему пользу - помогла глубоко понять натуру русского
мужика.
И в прозе Бунин продолжал
традиции русской классики. В его прозе - реалистические образы, типы
людей, взятых из жизни. Он не стремится к внешней занимательности или
событийно развивающимся сюжетам. В его рассказах - лирически окрашенные
картины, бытовые зарисовки, музыкальность интонаций. Ясно ощущается,
что это проза поэта. В 1912 году Бунин - в интервью "Московской
газете" - скажет, что не признает "деления художественной
литературы на стихи и прозу".
В своей жизни Бунин много странствовал. Первое путешествие по России,
Украине, Крыму он совершил после работы в газете "Орловский вестник",
в ранней молодости. Потом он сменит много профессий: будет работать
корректором, статистиком, библиотекарем и даже продавцом в книжной лавке.
Многочисленные встречи, знакомства, наблюдения обогащают его новыми
впечатлениями. Молодой прозаик быстро расширяет тематику своих рассказов.
разнообразны его герои: это и учитель, и пошлые дачники, и толстовец
(последователь учения Толстого), и просто мужчины и женщины, переживающие
прекрасное чувство любви.
Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа
"Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю
материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает
раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие
привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество
жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу
дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание.
Лирик Бунин с большим чувством и мастерством сумел выразить свое сожаление
и грусть по поводу угасания дворянства. По словам М. Горького, "тут
Бунин, как молодой бог, спел, красиво, сочно, задушевно".
За Буниным в дореволюционной критике закрепляется характеристика "певца
оскудения и запустения дворянских гнезд", усадебной печали, осеннего
увядания. Правда, его "печальные элегии" современники считают
запоздалыми, так как Бунин родился почти 10 лет спустя после отмены
крепостного права в 1861 году, а своё отношение к разрушению мира помещичьей
усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие.
Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует
прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность
к родной земле, национальному укладу, традициям. Как объективный и правдивый
художник Бунин отражал те процессы, которые происходили в современной
ему жизни - в канун первой русской революции 1905 - 1907 гг. В этом
смысле заслуживают внимания рассказы "Золотое дно", "Сны"
с их антипомещичьей направленностью. Они были напечатаны в сборнике
М. Горького "Знание" и получили высокую оценку Чехова.
Самым значительным произведением дооктябрьского периода творчества Бунина
стала повесть "Деревня" (19910 г.). Она отражает жизнь крестьян,
судьбу деревенского люда в годы первой русской революции. Повесть была
написана во время наибольшей близости Бунина и Горького. Сам автор пояснил,
что здесь он стремился нарисовать, "кроме жизни деревни, и картины
вообще всей русской жизни".
Никогда ни о каком другом бунинском произведении не велась такая острая
полемика, как о "Деревне". Передовая критика поддержала писателя,
увидев ценность и значение произведения "в правдивом изображении
быта падающей, нищающей деревни, в разоблачительном пафосе ее уродливых
сторон". Вместе с тем, нельзя не отметить, что Бунин не смог осмыслить
происходящие события с позиций передовых идей своего времени.
Повесть потрясла Горького, который услышал в ней "скрытый, заглушенный
стон о родной земле, мучительный страх за нее". По его мнению,
Бунин заставил "разбитое и расшатанное русское общество серьезно
задуматься над строгим вопросом - быть или не быть России".
В целом, занимая значительное место в творчестве Бунина, произведения
деревенской тематики выдержали испытание временем.