КОМПОЗИЦИОННОЕ
СОЗВУЧИЕ НОВЕЛЛ ДИНЫ РУБИНОЙ И ИВАНА БУНИНА
Обратимся к рассказу Бунина "Кавказ"
и новеллой Рубинной "Такая долгая жизнь". Обе новеллы заканчиваются
трагически. Сюжеты этих двух историй любви во многом близки: во внешне
идиллическую семейную жизнь "без страха и упрека" врывается
третий, который оказывается вовсе не "лишним", а, напротив,
с его появлением вся предыдущая жизнь и брак кажутся ошибкой, которая
должна быть исправлена именно с появлением третьего человека.
В рассказе Бунина молодая жена офицера, любящая другого человека, тайно
встречается с ним, страшно боясь гнева мужа, но, несмотря на это она
решается на "дерзкий" план: "уехать в одном и том же
поезде на кавказское побережье и прожить там в каком-нибудь совсем диком
месте три-четыре недели". А в новелле Дины Рубиной профессор математики,
"почтенный отец семейства", заводит роман со своей студенткой
Раей. И точно такие же отпускные путешествия длиной в месяц проводили
вместе герои "Такой долгой жизни": на вокзал его провожали
жена с сыновьями, а "в другом вагоне, в купе со спущенными шторами,
ехала навстречу единственному в году месяцу супружеской жизни давно
уже не студентка, не слишком уже молодая женщина". Их роман не
был банальной "интрижкой", как его окрестили раньше, заставив
пройти обоих огонь и воду и ощутить на себе всю грязь сплетен, которые
несправедливо преследовали отношения героев. Нет, это было не мимолетное
увлечение, не интрижка: в день, когда оба его сына защитили диссертации,
когда долг по отношению к детям можно было считать выполненным, он ушел
к своей "бывшей студентке" навсегда. А это говорит уже о серьезных
чувствах, и даже более того - о настоящей любви.
Прошло несколько лет … и вдруг Рая умерла. "На девятый день после
смерти жены профессор, как обычно, явился в институт, дал блестящую
лекцию при переполненной аудитории, вернулся домой и застрелился",
оставив записку: "Исстрадался без Раи".
Как же напомнил этот герой молодого офицера из новеллы "Кавказ":
не найдя свою жену ни в Геленджике, ни в Гаграх, ни в Сочи и, очевидно,
поняв все, "на другой день по приезде в Сочи он купался утром в
море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал
в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил
кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. Возвратясь в свой номер,
он лег ни диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов".
Но герой "Кавказа" не объяснил ничем свой поступок, правда,
задолго до этого он предупреждал свою жену, что ни перед чем не остановится,
защищая "свою честь, честь мужа и офицера".
Каждый из героев, перед тем, как свести счеты с жизнью, делал то, что
было для него характерно, привычно, и делал так, как будто жизни еще
суждено продолжаться. Профессор математики перед самоубийством "блестяще"
прочитал в институте свою последнюю лекцию. Бунинский аристократ-офицер
купался в море, брился, завтракал на морской террасе дорогого ресторана,
курил сигару - то есть вел себя в соответствии с эталоном поведения
людей своего круга.
А итогом в обоих рассказах становится самовольный уход из жизни, которая
невозможна без любви. Критик Иофьев пишет, что герои Бунина, кем бы
они ни были, прежде всего "любовники, профессиональные любовники".
И это сближает героев Бунина и рубинной, сближает по мироощущению, по
причинам и обстоятельствам смерти, которые, внешне различные, по-настоящему
во многом совпадают.
Обоих героев вольно (офицера) и невольно (профессора) оставили их любимые
женщины, они поняли, что навсегда потеряли свою любовь, хотя на первый
взгляд может показаться, что офицера больше интересовал вопрос собственной
чести, а не любви, но никто не знает, что происходило в его душе на
самом деле - об этом Бунин умалчивает. Умалчивает не случайно: невозможно
передать словами весь тот хаос, всю боль, всю сумятицу чувств, которые
мечутся в душе человека, ощутившего невозможность жить. Рубинский профессор
тоже ни с кем не делится своим горем. А посмертная записка, скупая,
короткая - хоть и объяснение, но запоздалое. Сила чувства обоих героев
ведет к невозможности его высказать, объяснить, рождает немоту словно
выбрасывает героев из жизни, которая теряет смысл без любви, без любимого
человека