АВТОБИОГРАФИЯ ДИНЫ РУБИНОЙ
Родилась в 53-м, уже
после смерти Усатого, в семье художника и учительницы истории. И та
и другой родились на Украине. Отец - в Харькове, мать - в Полтаве. В
Ташкент родители попали каждый своим путем. Мать - с волной эвакуации,
явилась девчонкой семнадцати лет, бросилась поступать в университет,
(страшно любила литературу).
В приемной комиссии ее
спросили строго - "Вы на филологический или на исторический?"
Она закончила украинскую школу, слово "филологический" слышала
впервые, спросить - что это значит - стеснялась, так и поступила на
исторический. Ночью работала охранником на оружейном заводе, днем спала
на лекциях, которые читали блестящие профессора московского и ленинградского
университетов, эвакуированных в Ташкент. Зимы те военные были чудовищно
морозными. Картонные подметки туфель привязывались веревками. От голода
студенты спасались орехами - стакан стоил какие-то копейки. Тогда еще
не знали, что они страшно калорийны. Кроме того, в студенческой столовой
давали затируху. И студенты и профессора носили в портфелях оловянные
миски и ложки.
Однажды моя восемнадцатилетняя
мать случайно поменялась портфелями (одинаковыми, клеенчатыми) со знаменитым
московским профессором, который читал курс средних веков по собственному
учебнику. Обмирая от стыда, она подошла к учителю и сказала: "Профессор,
вы случайно взяли мой портфель и мне ужасно стыдно: если вы его откроете,
то обнаружите, что в нем нет ничего, кроме миски и ложки для затирухи".
Профессор сказал на это: "если бы вы открыли мой, то увидели бы
то же самое."Отец родом из Харькова - вернулся с войны молоденьким
лейтенантом - в Ташкент, к эвакуированным родителям. Поступил в художественное
училище, где историю преподавала его сверстница - очень красивая, смешливая
девушка… Так встретились мои родители. У того и другого в семьях есть
легенды, вполне литературные. Из одной легенды я уже состряпала "путевые
записки" - "Воскресная месса в Толедо", которые были
опубликованы во 2-м номере "Дружбы народов" и вошли в книгу,
вышедшую в издательстве "Вагриус". А "цыганская"
легенда материнской родни еще ждет своего часа. Написать в двух словах
не получается. Уж больно романтична.
Полагаю, что на отрезке
- до и после революции - мои предки занимались ровно тем, чем занимались
сотни тысяч украинских евреев: немножко торговали, немножко учились,
немножко учили других. Прадед по матери был человеком религиозным, уважаемым
и - судя по некоторым его высказываниям, которые до сих пор цитируются
в семье - необычайно остроумным. Прадед по отцу - варшавским извозчиком,
человеком необузданной ярости, от чего дед в четырнадцатилетнем возрасте
бежал из дома и никогда не вспоминал о своей семье. От этого, не слишком
далекого, предка - вспыльчивость и умение портить отношения с людьми.
Детство мое, равно как и юность, и молодость, да и вся последующая жизнь
- в домашней тесноте, буквальной: маленькие квартирки, где у растущего
человека нет своего угла. Одна из комнат обязательно - мастерская, -
ибо сначала отцовские холсты расставлены по всем углам, потом - мужнины.
Про все это я писала в повести "Камера наезжает!" Итак, теснота
физическая, бытовая, а также теснота обстоятельств, постоянно давящая…
Ну, и занятия музыкой по нескольку часов в день - специальная музыкальная
школа при консерватории… в общем, было о чем написать. Непреклонное
лицо на фотографиях тех лет. Мое лицо. Беззащитные глаза, квадратные
скулы. Довольно жалкое существо, угнетенное служением прекрасному искусству,
будь оно проклято.
Мое созревание, - то есть, настаивание жалкого цыплячьего мозга на спирту
и специях жизни колониальной столицы, - сопровождалось видениями. Вернее,
так: самая обыкновенная вещь - сценка, случайная тающая фраза в уличной
толпе, обиходная деталь быта вдруг высекали во мне сверкающую искру
и я впадала в прострацию. Нежный подводный гул в ушах, давление глубинной
толщи, парное дребезжание воздуха, какое в жару поднимается над раскаленным
песком, сопровождали эти непрошеные медитации. Так однажды на уроке
физики я вылетела из окна и совершила два плавных круга над школьной
спортплощадкой – я уже писала об этом. В другой раз дивный пейзаж на
щелястой стене деревянного нужника в углу полузаброшенной стройки ослепил
меня по дороге из музыкальной школы. Пейзаж, пейзаж. Я имею в виду буквально:
картину. Почему-то я не остановилась внимательно осмотреть находку,
а прижимая к тощему животу нотную папку, прошла мимо, только выворачивая
назад голову, пытаясь удержать чудное видение (гул в ушах, дрожание
воздуха…) На следующий день никакого пейзажа не оказалось. Обморочное
отчаяние. Тоска по зефирно-фарфоровым красотам загробной жизни. Сейчас
я думаю, что это была мазня одного из рабочих - почему бы и нет?
Вероятно, он вывесил
картину сушиться, после чего снял. Словом, сегодня меня ни на йоту не
заинтриговали бы подобные приключения моего воображения. А в то время
я жила глубоко и опасно. На грани умопомешательства, как многие подростка.
Постоянное впадание в медитацию. Провалы в какие-то колодцы подземной
блаженной темноты, сладостное оцепенение и разглядывание себя - изнутри:
атласное дно закрытых глаз, с бегущими вбок снопами изумрудно-оранжевых
искр.
Центральная колея детства - музыкальная школа при консерватории.
Что может быть страшнее и нереальнее экзамена по фортепиано? Дребезжание
рук, ускользание клавиатуры, дактилоскопические следы на узких спинках
черных клавиш от вспотевших пальцев… И оскорбительное забывание нот.
Что вообще может сравниться по издевательству и униженности с твоим,
непослушным тебе, телом?
Поджелудочная тоска, тошнота в суставах, обморочный заплыв глаз - так,
как я боялась сцены, ее не боялся никто. Я выплеснула из себя в детстве
и юности прибой этого горчичного ужаса, выдавила этот предсмертный,
посмертный липкий холод из застывших пор. Мне уже ничего не страшно…
Я видела все, я возвратилась из ада. Поэтому никогда не волнуюсь на
своих литературных выступлениях.
Детские дружбы - штука хрупкая, возникают быстро, рассыпаются быстро…
О Ташкенте мне еще предстоит написать, очень интересный был город в
мое время, благословенный Юг, со всеми вытекающими подробностями быта,
дружб, соседства, некоего южного вавилонства, смешения языков и рас.
- Слишком широкая тема, а я человек деталей.
Итак, закончила специальную музыкальную школу при консерватории для
одаренных детей. Такая элитная каторга, об этом тоже писала в "Уроках
музыки", и напишу еще. Фортепиано, черт бы его побрал. Из школьных
лет - осталась одна дружба, которая и сейчас со мной, в Израиле, живет
под Хайфой, пиликает на скрипочке, преподает, уже бабушка. А вчера мы
- восьмиклассницы - стояли у окна после "технического" экзамена,
на втором этаже школы им. Успенского, смотрели, как падает снег и грели
руки на батарее. Это было вчера.
Затем - консерватория, преподавание в Институте культуры, и прочий сор
биографии, из которого уже давно выросли повести и рассказы. От первого,
несчастливого, брака - взрослый сын, от второго, счастливого, - дочь.