Школьные музеи

Поколение.RU Кластер «Школьные музеи»

Школьный музей... Нужен ли он в нашем городе, где сотни музеев на любой вкус? Почему стали возрождать школьные музеи и поощрять создание новых? А конкурсы юных экскурсоводов? Кому всё это надо, и надо ли это современным детям, которые в любой музей мира могут попасть через интернет?

Ответом на все эти вопросы является работа нашего кластера. В нашем Красносельском районе нет музеев. Для многих учащихся знакомство со школьным музеем - это первое знакомство с музеем вообще. Историю своего района, своего города, своей страны ребята начинают познавать именно в школьном музее.

Музей в школе чаще всего представляет собой небольшой, бывший школьный класс, где не так уж много экспонатов. Но с каким трепетом в него входят первый раз, с каким уважением и восторгом слушают юных экскурсоводов. Здесь происходит знакомство с музейным миром, с миром истории и историй. Зачастую, экспонаты музея собраны самими школьниками: это документы из семейных архивов, личные вещи близких людей. Их можно потрогать, подержать в руках. Прикоснуться к истории. А это значит, что безликие параграфы и абзацы из учебника становятся понятнее, ближе, у далёкой истории появляется лицо. Появляется интерес, хочется узнать больше, а узнав больше, хочется поделиться этими знаниями.

Так, музей в школе является началом исследовательской работы, лабораторией педагогического мастерства. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций способствует заполнению их досуга, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих работ – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Таким образом, школьный музей становится не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

С целью активизации работы музеев школ Красносельского района, расширения сферы и методов использования их как социального института, средства обучения и воспитания, а также формы организации детской творческой активности и был создан проект «Школьным музеи» в рамках районной программы воспитания, социализации и самореализации учащихся "Поколение.RU". Перед кластером школ ставятся следующие задачи: расширить круг знаний обучающихся об истории района, города, страны; провести цикл интерактивных музейно-педагогических занятий в школьных музеях кластера; выявить и способствовать развитию творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов; укрепить связи между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями, а в конце года выпустить итоговый сборник (в электронном или бумажном вариантах) к Юбилею Красносельского района, в котором будет отражена информация о школьных музеях района, а также разработки лучших экскурсионных программ этих музеев.

Проект «Школьные музеи» начал свою работу с началом учебного года. На организационной встрече, прошедшей двадцать шестого сентября был составлен план на год и сценарий рекламного трейлера к проекту. Здесь же состоялась первая встреча кластера в рамках обмена опытом: заведующая музеем ГБОУ лицея № 590, Нина Ивановна Иванова провела экскурсию по залам школьного музея и выставочной галерее, рассказала историю создания, особенности работы музея и выставочной галереи, поделилась опытом социального партнерства.

В течение первой учебной четверти была создана и уже активно функционирует группа школьных музеев Красносельского района «Хранители времени». В ней содержится: информация о музеях района, информация о проекте, информация о конкурсах, фестивалях, конференциях и прочих внешних мероприятиях, информация о событиях в музейной жизни школ, созданы и активно пополняются фотоальбомы и видеоальбомы. По задуманному сценарию силами кластера был создан ролик «А что для вас – школьный музей?», также размещенный в социальной сети.

Музеи активно работают. Цифры говорят сами за себя: за первую четверть в музеях кластера было проведено: 258 экскурсий по собственным фондам и экспозициям, 23 мероприятия, совместно с другими образовательными организациями, учреждениями культуры, музеями, галереями и т.д.

Образовательное пространство музеев расширяется, появляются новые социальные партнеры, представляющие свои материалы и эскпозиции для школ. Так, среди социальных партнеров можно назвать: ДДЮТ Красносельского района, Центральную районную библиотеку "Радуга", Арктический Молодежный Центр Компетенций, музей «Разночинный Петербург», Литературный Музей "XX век", Союз Художников СПб и многих других.

Музейный актив школ кластера формируется и обучается, при всех музеях проходят занятия «Школы юных экскурсоводов». Каждая школа кластера участвовала в районном конкурсе юных экскурсоводов, а победители этого конкурса будут представлять наш район на городском.

Кластер также активно расширяет границы своего музейного и образовательного пространства: активно участвуя в мероприятиях города, района, а также в событиях социальных партнеров. Так, школы отмечают: участие в проекте "Ежегодные Буровские чтения" на базе библиотеки "Книги блокадного города", выступление в Центральной районной библиотеке "Радуга" на XIV историко-краеведческой конференции «Природное и историко-культурное наследие Красносельского района», участие в съёмках телепроекта ТЮЗ и телеканала «Санкт-Петербург» "Герои нашего времени", участие в городском конкурсе творческих проектов «Моя Арктика», участие в городском конкурсе к 100-летию революции, посещение выставок и мероприятий социальных партнеров (Выставки Союза Художников, ГЛМ "XX век", Разночинного Петербурга, Фонда исторической фотографии, Театрального Музея).

Школьные музеи идут в ногу со временем, разрабатывая новые формы экспозиционной работы, экскурсионной деятельности. Так, среди нового и необычного в деятельности своего музея школы кластера отмечают: создание квестов по выставочному залу, обновление буклетов, создание авторской игры «Мемо – Красносельский район», в рамках внеурочной проектно-исследовательской деятельности для начальной школы, создание и проведение квеста "Узнай тайну музея" и интерактивное музейное занятие "Начало блокады Ленинграда", проведение экскурсионного родительского дня по субботам, создание и проведение квеста "История Петербургского дворника", создание и проведение экскурсий "Красносельский рубеж", создание и проведение квестоа "История гимназий", проведение акции "День памяти П.И. Федулова".

Все школы кластера активно включились в работу в проекте, что позволит школьным музеям стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из современных воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Рабочая группа: Петрова Александра Николаевна, Пахарева Татьяна Александровна, Мизина Елена Михайловна, Сушанская Евгения Владимировна, Яковлева Ирина Сергеевна, Исаев Геннадий Евгеньевич, Калинина Ирина Равильевна, Князева Елена Витальевна, Козлова Елена Валентиновна, Барулина Марина Геннадьевна
Школы реализующие проект:167, 242, 271, 291, 369, 383, 590
Пилотная школа: 590