За 20 лет существования наш лицей накопил оригинальный опыт решения проблемы воспитания в новых социально-нравственных условиях. Именно материалы, отражающие работу педагогов и учащихся по реализации концепции нашего лицея, стали первыми экспонатами музея. Накопление материала продолжается вместе с развитием структуры Школьного города. Ни одно событие в жизни ученика или педагога не остается неотраженным — это и активное, творческое участие в жизни лицея, и личные достижения всех участников образовательного процесса, и знаменатель- ные события в жизни лицея, что помогает поддерживать и развивать традиции, воспитывать чувство гордости за себя, свой класс, свой лицей.
Большое значение в воспитании учащихся придается формированию хорошего вкуса и пропаганде настоящих художественных ценностей. С этой целью ежемесячно проводятся выставки подлинных произведений искусства. Просмотр художественных выставок, анализ произведений искусства формируют собственное отношение к творчеству художников, учат формулировать свои мысли в отзывах о выставках, воспитывают привычку общения с искусством.
Каждая выставка имеет познавательную часть, позволяющую учащимся наглядно изучать термины изобразительного искусства, творческие приемы, различные стили современного искусства. Посетители выставок не просто получают удовольствие, но усилием фантазии могут заглянуть в чудесный мир прекрасного, оживить интерес к истории, искусству, мастерству художника.
Выставки в галерее музея дают возможность проводить содержательные уроки, углубляющие знания учеников по предметам. Например, «выставка реконструктора военных событий и костюмов различных эпох дала дополнительный материал об Отечественной войне 1812 года, расширила кругозор относительно истории повседневности, привлекла учащихся к реализации собственных интересов и способностей» (из отзыва учителя истории И.С.Смирновой).
Из отзывов учащихся о выставке «Операция ИСКРА»:
«Нам много рассказывают о войне,
о том, как жили люди в то жуткое время, но выставка произвела особое впечатление. Мы смогли
подержать в руках предметы, принадлежащие солдатам: прострелянную флягу, штык, снаряд —
это запомнится на долгое время. Благодарим вас за все ваши старания для нас. Мы это ценим.»
(Селезнева Ю.,9а).
«Многое, конечно ,ученики уже знали, но подробности героической истории
нашего города заинтересовали всех.» (Кулиева,9а).
Встречи с авторами выставок дают учашимся представление о работе художника, о том, какого труда, увлеченности и профессионализма требует работа, которую можно назвать творчеством. Эти знания формируют отношение к подлинным произведениям искусства.