История лицея

На улице Котина есть государство

Осенью 2016 года лицей 590 отметил свой первый серьезный юбилей – 25-летие. В таком далеком уже 1991 году, в стране, которая называлась СССР, в городе, который назывался Ленинград была открыта «Школа индивидуального развития» № 590. То было очень непростое, переломное время, время разбрасывания камней. Из двух десятков школ, которые строились тогда в городе, были завершены только две, одной из них была наша.

Но история школы началась задолго до её сдачи строителями. Ведь школа, это отнюдь не только стены, парты и стулья. Не менее, а может быть, более важна идея, концепция обучения, которая здесь реализуется. В основу концепции будущей 590-й школы была положена идея многопрофильного обучения, развиваемая командой специалистов, во главе с А. М. Каменским и Ю. А. Гагиным.

Для того времени идея была новаторской, прорывной. Настолько, что комитет по образованию пошел на беспрецедентный шаг, ещё до официального открытия присвоив школе статус городской экспериментальной площадки.

Примечательно, что и попечительский совет школы, один из первых в стране, был тоже сформирован ещё в период строительства. Учредителями школы стали молодежные жилищные кооперативы, малое предприятие "Наука" (это был отдел по делам молодежи) и наш районный отдел образования. Совет просуществовал почти 5 лет, пока не изменилось законодательство, и государственным школам было разрешено оставлять только одного учредителя. Если бы не поддержка попечительского совета, прежде всего МЖК, в основном от Кировского завода, скорее всего, школа была бы не достроена.

В школу пришло более 2000 учеников, что серьезно превышало норматив наполняемости. Одних только первых классов было одиннадцать. В рамках экспериментальной работы в школе были апробированы различные образовательные модели, например, дни специалитетов, когда класс два дня в неделю углублено занимался только определенными предметами. Проводились погружения - день математики, день физики; в гуманитарных классах - день литературы, день истории.

Возможность выбора профиля обучения, углубленного изучения определенных дисциплин в соответствии со своими интересами, способностями, выбранной профессией, предоставлялась ученикам не только в рамках основного образования. Уже на первом этапе развития школы были созданы структуры ученического самоуправления, сформирована модель современного государства «Наш город», в котором есть губернатор, Дума, правительство, арбитраж. А также ученические фирмы, средства массовой информации, своя валюта и свой банк. Конечно, есть и свои государственные символы. На школьном гербе изображены пчелиные соты – символ слаженной, эффективной коллективной работы. Этот символ появился в результате конкурса, который проводился в первые годы работы школы. Школьный гимн появился позднее – в 2003 году. И тоже в результате конкурса, в котором приняли участие ученики от младших, до выпускных классов, педагоги, родители. Победил вариант девятиклассницы Александры Пономаренко, первые строки которого стали названием этой статьи.

И в дальнейшем школа сохранила нацеленность на педагогический поиск, постоянно расширяя поле исследовательской работы. В 1998 году школа становится уже федеральной экспериментальной площадкой по теме «Создание условий для развития индивидуальности учащегося и педагога». И на уровне страны эксперимент оказался достаточно значимым и успешным. В 1999 году на Всероссийском конкурсе школа в первый раз была названа «Школой года».

Очень важным для школы стал 2004 год. В этом году школа по приглашению Комитета по образованию приняла участие в процедуре аттестации школ Санкт-Петербурга. По итогам экспертизы школе был присвоен статус учреждения повышенного уровня образования – лицея. С этого момента школа называется Лицей информационно-коммуникативных технологий № 590. В этом же году в лицее создаётся один из первых в Санкт-Петербурге центр дополнительного образования «Мозаика», впоследствии преобразованный в ОДОД. Сегодня в лицейском отделении дополнительного образования занимаются около 700 школьников в более 30 творческих объединениях различной направленности.

В 2005 году лицей во второй раз получает почетный знак «Школа года». Дважды - в 2007 и 2008 годах - лицей становился победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы. На средства, полученные за победу в конкурсе, реализован проект информатизации школы (приобретены компьютеры, интерактивные доски, проекторы).

Трижды школа становилась победителем Всероссийских конкурсов – воспитательных систем (2001), моделей ученического самоуправления (2004), организации воспитательного процесса в школе (2006).

В 2008 году лицей стал лауреатом Всероссийского конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России – 2008» в номинации «Лучшее предприятие сферы культуры и искусства России». Так было отмечено сотрудничество лицея с культурными, научными, образовательными учреждениями Петербурга. В частности, с писательскими организациями СПб (Центр современной литературы, Союз писателей России, Союз писателей Санкт-Петербурга). В образовательную практику вошли регулярные встречи с художниками, писателями, музыкантами, учеными, была инициирована культурная акция федерального значения – литературно-педагогический конкурс «Добрая лира». Школьная картинная галерея стала признанным городским выставочным центром. В лицее ежегодно проводится фестиваль науки и искусств. Давние дружеские отношения связывают лицей с ветеранскими организациями Красносельского района.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в лицее по теме «Создание социально-педагогических условий для индивидуального развития личности учащегося и педагога», была завершена в 2007году. В 2011 году была успешно реализована программа «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала внеурочной работы». На государственно-общественной экспертизе инновационной деятельности Красносельского района, состоявшейся в апреле 2011 года, лицей занял второе место среди школ района.

C 2004 по 2011 г. лицей являлся Ресурсным центром Красносельского района, деятельность которого была нацелена на распространение и внедрение в педагогическую практику результатов научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива лицея. Трансляция опыта осуществлялась в форме методических семинаров, мастер-классов, сеансов видеоконференцсвязи, транслируемых на регионы РФ. В декабре 2014 года лицей завершил опытно-экспериментальную работу по теме «Проектирование школы как самообучающейся организации".

В 2015 году лицей получил статус региональной инновационной площадки (РИП) – школы-лаборатории педагогического университета им. Герцена на период 2016 – 2018 гг. по теме "Актуализация творческих возможностей учащихся в специально организованной развивающей образовательной среде".

Каждое утро более 1000 учащихся переступают порог лицея. Их учат более 100 учителей, руководителей секций и кружков, среди которых – Заслуженные учителя России, Почетные работники образования, Отличники просвещения, победители конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», победители районных, городских, федеральных, международных конкурсов профессионального мастерства. И завершить эту статью хочется словами старшеклассников, нынешних выпускников лицея. Ведь, в конечном счете, главный результат работы педагогов лицея, это способности, умения, знания и человеческие качества наших учеников, полученные и сформированные за время обучения.

Говорят выпускники лицея

Именно здесь приходит первый опыт, первые переживания, первые чувства. За школьными стенами нас учат тому, что же такое жизнь! Так что пусть у нашей школы будет ещё очень много выпусков!
Дарья Зенченко 11б

Наш лицей строился с нуля, в него было вложено много сил и стараний учителей, администрации и, конечно, нашего директора - Каменского Алексея Михайловича, чтобы сделать наш второй дом таким, каким сейчас его знает весь город. В нашем лицее за 25 лет сложилось много традиций, которые чтят до сих пор. Я могу с уверенностью сказать, что через 10, 20, 30 лет я буду гордиться, как и сейчас, тем, что я ученица лицея №590!
Камила Миндарова 11б

Дорогие ребята и будущие выпускники! Удачи вам во всех ваших начинаниях. Помните, нельзя только учиться! Участвуйте в жизни школьного города, избирайтесь в Думу, работайте в школьных структурах. Наша школа особенная, здесь каждому найдётся занятие по душе. Я учусь в нашем лицее уже 11 лет и ни разу не жалею, что попала сюда. Открыла для себя много интересных хобби, обрела семью! Пользуйтесь этой возможностью, веселитесь, но не забывайте хорошо учиться!
Иглицына Анна 11б

Желаю будущим лицеистам больше терпения, любви - это главное в жизни. Ведь без терпения ничего не добьешься, а без любви не будет гармонии!Учитесь, не ленясь, у вас все впереди, держитесь!
Бабкен Погосян 11а