Что такое ВКДС?
Нынешние ученики! Знаете ли вы, что такое ВКДС? Это школьная экономическая игра, в которую начали играть ваши сверстники в 1991 году в нашей школе 590. Самое главное условие этой игры: в ней могут принимать участие все. Перенесемся в 1994 год и представим, что происходило тогда в школьном городе в сентябре.
Есть Президентский совет школы, есть школьный банк, которым руководит Совет банкиров, есть внутришкольная валюта – экю. Как оформить экю, придумывали сами ребята. Был проведен конкурс на лучшее оформление банкнот достоинством 1, 3, 5, 10, 20, 50, 100 и 200 экю, затем напечатали школьные деньги и выдали каждому классу и каждому участнику игры стартовой капитал соответственно в сумме 1000 и 100 экю, оформили кредиты фирмам, составили сметы расходования школьного банка.Уже к середине октября появились и начали работать фирмы: «Аленький цветочек», «Айболит», «Вектор», «Без проблем!», «Затейник», бизнес-клуб «Аэлита» и другие. К 15 января 1993 года в школе работало уже 19 различных фирм, акционерных обществ и частных предприятий.
В середине января началась большая работа по созданию фирмы «Все для Барби» и магазина «Барби и 1000 мелочей» при ней. В несколько туров прошли конкурсы на лучшего модельера и лучшего мастера по изготовлению одежды, обуви, галантерейных изделий и мебели для любимых кукол. На первой выставке были представлены модели победителей этих конкурсов: Маши Пономаревой, Иры Сорокоумовской, Марины Албуткиной, Саввы Мотовилова, Дениса Федорова и других мастеров. В конце января был утвержден Устав фирмы, фирма прошла регистрацию в Президентском совете школы и получила лицензию на право деятельности. Всего за несколько месяцев мастера фирмы изготовили и продали сотни различных моделей обуви, одежды, галантерейных изделий и мебели для Барби, Синди, Венди, Билла и других кукол на сумму более 50000 рублей и 40000 экю.Были проведены 3 больших ярмарки для жителей микрорайона и 5 ярмарок для учащихся школы . Фирменный магазин готов обслужить любого покупателя ежедневно.
Однако не все фирмы выдержали конкуренцию, и на конец года, после самоликвидации некоторых, успешную работу продолжили лишь 11. Именно поэтому было принято .решение создать Клуб деловых людей, который бы объединил всех ребят, уже открывших свои фирмы (дело), или еще только думающих об открытии своего собственного «предприятия». Кроме помощи в оформлении документов для получения лицензии на право деятельности, «круглых столов», клуб с помощью игротехника Гурина Ю. В. организовал для своих членов и всех, кто хотел бы стать членом клуба, интересную деловую игру, первый этап которой назывался «Джунгли». Каждый участник игры «Джунгли» мог в течение полутора часов проявить свои деловые качества в организации собственного «производства». К услугам играющих были банк, внешний и внутренний рынок, различные «предприятия» и многое другое.
Получили немалую «прибыль» те деловые люди, которые сумели проявить такие качества, как деловитость, предприимчивость, инициативность, творчество, умение прогнозировать события и ... считать экю. Но все — и победители, и те, кому не очень повезло, и даже «банкроты», — обогатились в процессе игры экономическими знаниями, приобрели практические навыки,научились самых быть «предпринимателями» в условиях современного рынка. Президентский совет школы находился в постоянном поиске таких форм работы, которые позволили бы каждому школьнику самовыразиться. Отсюда и наше желание, например, развивать клубную деятельность в школе как вширь, так и вглубь. Кроме клуба деловых людей, в школе работают клубы «Крестики — нолики» и «Поле чудес», которые лишь по форме проведения напоминают одноименные телевизионные передачи, а содержанием наполняются целиком нашим, школьным, понемножку обрастая и своими традициями. Горячий отклик среди ребят нашла идея Президентского совета создать в школе Клуб любителей животных с несколькими секциями в нем: любителей кошек, собак, хомяков, птиц и аквариумных рыбок. Во втором полугодии распахнул для ребят свои двери клуб интересных встреч. А если ученика привлекает идея попробовать свои силы в научной деятельности, то он имеет возможность вступить в школьное научное общество.
Ученик мог поступить на службу в какое-либо министерство или ведомство, а их в школе немало: школьная биржа труда, налоговая инспекция, школьный банк, министерство финансов, физической культуры и спорта, культуры, правопорядка, чистоты и порядка, средств массовой информации. А можно и просто выступить с какой-то полезной инициативой, получить на школьной бирже труда наряд на работу, выполнить ее и потом получить в школьном банке зарплату, а,главное,почувствовать ,собственную значимость, поверить в свои возможности.
Нам кажется, что для подавляющего большинства играющих в экономическую игру важнее экю результаты их деятельности. Да и как не понять желание ребят, чтобы их труд увидели, оценили по достоинству, поверили в их силы и способности. К тому же «ВКДС» — игра, а что определяет рейтинг играющих: очки, баллы или экю — уже и не самое важное. Но игра есть игра. Как вы уже поняли, каждый ее участник в классе и в школе имеет возможность зарабатывать определенное ко¬личество экю. (Кто-то больше, кто-то меньше).
Как и где конвертируется экю? На школьных аукционах и ярмарках, которые в течение учебного года проводятся по окончании каждой четверти, завершая очередной тур игры. В аукционных торгах участвуют те участники игры, которые за свою полезную деятельность заработали больше экю, а на ярмарках могут выбрать товар по душе те, у кого капитал по скромнее. Школьные аукционы и ярмарки — это всегда праздник — яркий и запоминающийся. Участвуя в торгах, ребята имеют возможность за экю купить на аукционе путевку, магнитофон, компьютер, электронные игры, микрокалькуляторы, спортивное снаряжение, игры, игрушки, сладости и многое-многое другое. Во время аукциона проводится традиционная лотерея «Счастливый случай», выступают с номерами-сюрпризами различные школьные коллективы. За две недели до аукциона его участники получают выполненную одной из школьных фирм компьютерную распечатку с перечнем выставляемых на торги товаров и указанием их стартовой цены. На рекламных щитах в это же время появляется красочная реклама товаров, и все желающие получают возможность посмотреть на приобретенные для аукциона товары, чтобы определиться в выборе.
Попасть на аукцион очень престижно. Даже если проиграл в торгах, все равно получил удовольствие от аукционного действа, да и в экономических знаниях совершенствовался, что тоже очень важно. Если не очень повезло на аукционе, то потратить свои честным трудом заработанные экю можно на школьных ярмарках, где товар, конечно, уже помельче, но радость от того, что что-то купил на лично заработанные экю, ничуть не меньше. Можно было бы, конечно, просто под рукоплескания вручить награды тем, кто их заслужил, а можно отметить тех, кто этого заслуживает, например, так, как делаем это мы.