Программа развития. Архив

Программа развития лицея на период 2005-2008 г.

Введение

Лицей №590 работает в экспериментальном режиме с момента своего создания в 1991 году, реализуя концепцию развития индивидуальности учащихся и педагогов Экспериментальные идеи проходили проверку в практической деятельности школы, меняя ее облик (организация и содержание образовательного процесса, возникновение альтернативных форм образовательной деятельности, ориентация на формирование способности к самообразованию). За 13 лет практической и экспериментальной работы накоплен соответствующий практический опыт, научный и методический потенциал.

Реализуемый в учреждении образовательный проект, связанный с развитием индивидуальности участников образовательного процесса, был приоритетным направлением РОС, и школа являлась пилотной в его реализации. Следует отметить, что концепции ряда школ района разрабатывались на основе идей развития индивидуальности учащихся и педагогов. Идеи концепции индивидуального развития позволили школе органично включиться в городской эксперимент «Школа равных возможностей», осуществлявшийся под руководством О.Е. Лебедева. С 1998 года школа работает в режиме ФЭП, реализуя проект «Создание условий для развития индивидуальности учащихся и педагогов».

Кроме того, школа активно участвовала в реализации проекта РОС «Информатизация образования». Соединение этих двух направлений не является случайным. Как показывают результаты эксперимента, развитие индивидуальности участников образовательного процесса происходит тогда, когда они имеют возможность осуществлять для себя выбор сфер самореализации. А чтобы иметь возможности для такой деятельности, способствующей личностному росту, ученик и учитель должны обладать сформированными информационно-коммуникативными умениями. Именно поэтому специализация в области ИКТ избрана как базовое направление на современном этапе развития школы.

В 2003/2004 учебном году на базе школы начал работу учебно-методический центр «Образование +», где начата реализация программы подготовки педагогов-предметников по формированию информационно-коммуникативных умений, являющихся базовыми для реализации в образовательном процессе альтернативных форм образовательной деятельности.

наверх

Структура и содержание Программы развития лицея на долгосрочный период

Настоящая программа сформирована на основе мониторинга участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся) по вопросам их удовлетворенности качеством образования, условиями обучения, потребностями в повышении квалификации. В педагогическом коллективе школы выделены активные педагоги – кураторы конкретных направлений программы.

В рамках целостной долгосрочной программы развития лицея выделены следующие подпрограммы:

1. «Знание – сила» (развитие альтернативных форм образовательной деятельности, работа с одаренными учащимися, повышение эффективности традиционного урока за счет усиления информационно-коммуникативного компонента, система диагностики информационно-коммуникативных умений учащихся, подготовка к переходу на профильное обучение).

2. «Имидж лицея» (формирование фирменного стиля, эстетически полноценной информационной среды, оформление школьных помещений, рекламная печатная продукция, новые нетрадиционные формы работы с родителями, создание пресс-службы лицея, сайт лицея).

3. «Открытая школа» (разнообразные формы контактов лицея с социумом – через клуб интересных встреч, картинную галерею, сотрудничество с вузами, ДОУ, другими школами, международное сотрудничество, деятельность Центра дополнительного образования на базе лицея).

4. «Комфортная среда» (деятельность структур, направленных на оптимизацию профессиональной деятельности и взаимоотношений педагогов – Педклуба и центра «Образование +» - как психолого-акмеологический аспект среды; ремонтные работы, укрепление и развитие МТБ).

наверх

Идеология программы и содержание деятельности

В основу концепции лицея заложена идея о том, что непременным условием развития индивидуальности учащихся и педагогов является самореализация. Следовательно, необходимо создать максимальные возможности для того, чтобы образовательный процесс в школе строился как поле выбора в сфере содержания образования, темпов, форм, методов и условий урочной и внеурочной деятельности, а ученик и учитель стали субъектами выбора сфер самореализации. При этом поле выбора необходимо строить на основе личностной проблематики участников образовательного процесса.

Для осуществления этого выбора и связанной с ним самореализации ученик и учитель должны а) осознавать себя как индивидуальность, свои особенности и проблемы; б) обладать способностью к самостоятельной образовательной деятельности в разных сферах, т.е. сформированными информационно-коммуникативными умениями.

Реализация этой концепции в условиях образовательного учреждения приводит к ряду изменений в образовательном процессе, в ходе которых урок перестает быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, участвуя в которых ученик приобретает следующее:

• опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;

• информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;

• коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.);

• организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование ее этапов, прогнозирование результатов и пр.)

наверх

Подпрограмма «Знание – сила»

В современной школе специализация обучения осуществляется в основном через предметы, предметные области или – более широко – области знания (естественнонаучное, гуманитарное, техническое направления). В рамках концепции развития индивидуальности «специализация» формируется не на предметном содержании, а на способах деятельности, хотя при этом учащиеся имеют возможность реализовать свой интерес к изучению тех или иных предметов или предметных областей. Под способами деятельности имеются в виду технологии работы с информацией (поиск в различных источниках, обработка, структурирование, представление, защита) и технологии групповой, командной деятельности.

Внедрение в практику этих идей возможно при следующих условиях:

• смыкание урочной и внеурочной работы учащихся в единую систему, стержнем которой является информационно-коммуникативная направленность образования;

• активное использование альтернативных форм образовательной деятельности в практике обучения;

• оптимизация форм и методов традиционного урока;

• внесение изменений в организацию образовательного процесса (график учебных погружений для конкретных классов, проектная неделя и пр., что потребует корректировки планирования учебной работы в лицее).

Кроме того, необходимо накопление банка следующих методических и дидактических материалов:

• система заданий для развития информационно-коммуникативных умений на уроках;

• система диагностических работ по определению уровня сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся;

• сценарии информационно-коммуникативных игр, погружений, программы курсов, формирующих ИКТ-составляющую в образовании учащихся лицея.

Этими потребностями определяются основные направления учебной и экспериментально-методической работы в лицее (отдельные направления программы «Комфортная среда»). За счет реализации этих направлений осуществляется индивидуализация образовательного процесса в лицее и создаются условия для развития индивидуальности учащихся и педагогов.

наверх

Подпрограмма «Открытая школа»

Важным направлением деятельности лицея является социализация учащихся, которая осуществляется путем установления разнообразных контактов образовательного учреждения с социумом – через сотрудничество с вузами, другими школами, ДОУ, привлечение в лицей ярких, интересных личностей. Это направление практически реализуется в следующих формах:

• деятельность клуба интересных встреч и картинной галереи;

• расширение спектра возможностей системы дополнительного образования через привлечение в лицей педагогов дополнительного образования из числа выпускников, занимающихся перспективной и социально значимой профессиональной деятельностью в качестве руководителей проектов и педагогов дополнительного образования;

• создание профильных классов на базе вузов по перспективным специальностям, с основе своей ориентированных на профиль лицея ИКТ (гуманитарный факультет ГУАП – специальность «Информационный сервис», ВШЭ – специальности «Менеджмент и маркетинг»);

• сотрудничество с Городским центром профориентации и психологической помощи населению («ежегодная «Ярмарки профессий», профконсультирование учащихся, составление банка данных о средних и высших учебных заведениях, реализующих профессиональную подготовку, связанную с ИКТ).

наверх

Подпрограмма «Комфортная среда»

В понимание среды в рамках данной подпрограммы включаются как конкретные материально-бытовые условия, так и условия для оптимального профессионального и психологического существования педагога в лицее. Эта подпрограмма предусматривает работы по следующим направлениям:

• осуществление ремонтных работ общешкольного и локального характера;

• дальнейшая компьютеризация образовательного процесса;

• укрепление МТБ системы основного и дополнительного образования;

• усиление безопасности среды;

• замена мебели;

• расширение и оптимизация форм деятельности Педклуба и локального учебно-методического центра «Образование +» (система внутренних курсов для педагогов, издательская деятельность, программа, ориентированная на приобщение педагогов к ценностям культуры).

наверх

Основные направления ОЭР

Целью эксперимента является исследование влияния педагогической системы, функционирующей на основе принципа выбора, на развитие личности учащегося и педагога. Реализация этой цели в частности предполагает:

  • расширение возможностей для позитивной самореализации учащихся как условия их индивидуального развития;
  • отработку технологии формирования поля выбора в образовательной системе школы на базе диагностики личностной проблематики учащихся;
  • моделирование образовательной системы школы, действующей на принципах выбора, разработка альтернативных форм образовательной деятельности;
  • апробацию и внедрение в практику образовательной деятельности альтернативных форм образовательной деятельности (спецкурсы цикла «Социальные технологии», обучение методом погружения в предмет, тему, проблему, работа в проектной группе, учебно-исследовательская деятельность учащихся, ИНТЕРНЕТ-технологии, информационно-поисковые, деловые игры, коррекционно-консультационная работа и пр.);
  • отработку диагностического инструментария, позволяющего судить о получении качественно новых результатов в образовательном процессе, способствующих индивидуальному развитию учащихся;
  • исследование влияния форм обучения на мотивы образовательной деятельности учащихся и их познавательную активность, представление об успешности;
  • анализ возможностей образовательной системы школы для формирования способностей выпускников проектировать собственное будущее, повышение уровня их социальной зрелости.

    Гипотеза. В ходе экспериментальной работы было высказано предположение о том, что выбор становится инструментом самопознания, самореализации и в итоге – индивидуального развития ученика, если

  • управление индивидуальным развитием будет происходить через создание многообразных условий для осуществления выбора в школьной жизни ребенка и педагога;
  • поле выбора будет построено с учетом личностной проблематики участников образовательного процесса;
  • акценты в образовательном процессе будут сделаны на формирование информационно-коммуникативных умений учащихся.

    Этапы;
    Аналитико-подготовительный – 1998 – 2001;
    Поисково-преобразующий – 2002 – 2005;
    Обучающий – 2006 – 2007;
    Контрольно-обобщающий – 2007 – 2008.

    наверх

    Прогнозируемые результаты:


    • технология построения поля выбора в образовательной системе школы;
    • программы и методические рекомендации по альтернативным формам образовательной деятельности;
    • диагностический инструментарий, позволяющий оценивать уровень сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся и уровень их личностной динамики;
    • программа подготовки учителей к работе в рамках альтернативных форм образовательной деятельности.

    Методы и условия проведения эксперимента:


    • внесение изменений в организацию образовательного процесса;
    • активное использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности.

    Средства контроля и обеспечения достоверности результатов. Контроль осуществляется через следующие виды диагностики:


    • учет достижений учащихся (портфолио, школьный музей);
    • изменения мотивации учащихся к обучению и их самооценки;
    • уровень сформированности информационно-коммуникативных умений.
    Достоверность результатов обеспечивается большим количеством учащихся, участвующих в диагностике, а также сравнением с контрольными группами (другие массовые школы).
    Научно-методическая база.

    Научно-методической базой являются работы по следующим направлениям:


    • акмеология (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.А. Реан, Ю.В. Гагин, А.М. Каменский);
    • теория и практика развития образовательных систем (О.Е. Лебедев);
    • адаптивная школа (Е.А. Ямбург);
    • проблемы профессионального роста учителя (С.Г. Вершловский).
    Службы. В лицее функционируют ряд служб, способствующих индивидуализации образовательного процесса и развитию педагогов и учащихся:
    • психолого-медико-социальная служба и психолого-педагогический консилиум (4 психолога, социальный педагог, воспитатели, врач, медицинская сестра);
    • коррекционно-консультационная служба и служба самоподготовки (ведется работа в режиме индивидуального руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся, малых групп коррекционного характера, проектных групп; есть открытый доступ в ИНТЕРНЕТ для учащихся);
    • игровая лаборатория (разработка и организация массовых игр информационно-поискового, коммуникативного, познавательного характера);
    • центр дополнительного образования и воспитания «Мозаика» (организация досуговой деятельности учащихся).

    Предложения по возможному распространению результатов реализации проекта:


    1. Проведение семинаров по альтернативным формам образовательной деятельности, формированию и диагностике информационно-коммуникативных умений, организации внеурочной работы.
    2. Публикация материалов по указанной проблематике (программно-методические разработки для спецкурсов по формированию и диагностике ИКТ, альтернативным формам образовательной деятельности).
    3. Совершенствование работы УМЦ на базе лицея.

    наверх