Публичный отчет

Открытый отчет. 6 ноября 2008 года

  1. Открытая школа как условие развития индивидуальности субъектов образовательного процесса. А.М. Каменский, директор лицея №590, заслуженный учитель России, к.п.н.
    презентация к выступлению (12,8 Мбайт)
  2. Вместе весело шагать по дорогам знаний. Н.Н. Харланова, зав. кафедрой начальной школы
    презентация к выступлению (5,1 Мбайт)
  3. Не наполнить сосуд, а зажечь факел. А.В. Гиленко, зав. кафедрой русского языка и литературы
    презентация к выступлению (7,1 Мбайт)
  4. Live and Learn. Т.А. Пашковская, зав. кафедрой английского языка
    презентация к выступлению (10,4 Мбайт)
  5. Произведение оптимизма на знание – величина постоянная. М.И. Заславская, зав. кафедрой истории
    презентация к выступлению (2,6 Мбайт)
  6. В здоровом теле – здоровый дух. В.Д. Мигачев, зав. кафедрой физической культуры и ОБЖ
    презентация к выступлению (5,3 Мбайт)
  7. Дается только тому, кто стремится. Т.А. Власова, зав. кафедрой естественных наук
  8. Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Е.В. Новикова, зав. кафедрой математики
    презентация к выступлению (2,5 Мбайт)
  9. Игра – это жизненная лаборатория детства. Н.В. Зорская, заместитель директора по ВР Е.Л. Марон, руководитель ОДОД «Мозаика»
    презентация к выступлению (25,6 Мбайт)

Анализ деятельности лицея в 2005-2008 годы

Содержание

  1. Результативность педагогической деятельности лицея
  2. УЧЕБНАЯ РАБОТА
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
  4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
  5. МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
  6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Деятельность лицея во всех сферах была направлена на создание социально-педагогических условий для индивидуального развития учащихся и педагогов на базе информационно-коммуникативных технологий. В связи с этим перед педагогическим коллективом школы и административно-хозяйственными службами стояли задачи, связанные с созданием возможностей для продуктивной деятельности и позитивной самореализации для каждого участника образовательного процесса. В каждой из сфер деятельности лицея (учебной, воспитательной, методической, ресурсной, а также в психолого-акмеологическом и медико-социальном сопровождении образовательного процесса) эти задачи решались собственными средствами.

Результативность педагогической деятельности лицея

Достижения коллектива лицея

  • является победителем
    • городского конкурса педагогического мастерства (1995),
    • конкурса «Школа года России» (1999),
    • трех Всероссийских конкурсов – воспитательных систем (2001), моделей ученического самоуправления (2004), организации воспитательного процесса в школе (2006),
  • удостоен почетных знаков Государственной Думы РФ, Российской Академии Образования, Института образовательной политики «Эврика» «Знак качества образования» (2003),
  • имеет почетный знак Государственной Думы РФ, Российской Академии Образования, Института образовательной политики «Эврика» «Школа года» (2005),
  • дважды - в 2007 и 2008 годах - лицей становился победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО.

Наверх

1. Высокое качество результатов обучения и воспитания

1.1. Высокий уровень образования подтверждается результатами итоговой аттестации (прежде всего ЕГЭ по русскому языку и информатике), участием в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах и конференциях.
Результативность учащихся при сдаче ЕГЭ
2005 год: ЕГЭ по русскому языку

  Третье место в районе По лицею
% учащихся, получивших «4» и «5» 79
% учащихся, получивших «2» 0

2006 год: ЕГЭ по русскому языку
Сравнительные данные По городу По району По лицею
% учащихся, получивших «4» и «5» 59.48 51.63 70.0
Средний балл 52,5 53,7 55,5

2007 год: ЕГЭ по русскому языку
Сравнительные данные По городу По району По лицею
% учащихся, получивших «4» и «5» 59.45 52.28 73.0
Средний балл 52.35 52.8 54.5

2008 год: ЕГЭ по русскому языку
Сравнительные данные По городу По району По лицею
% учащихся, получивших «4» и «5» 41,75 55 69,33
Средний балл 57,86 58,92 61,88

2007 год: ЕГЭ по выбору учащихся
Средняя отметка
Сравнительные данные По городу По району По лицею
Информатика 3.81 3.59 4.5
История 3.52 3.34 4.0
Английский язык 4.02 3.48 4.0

2008 год: ЕГЭ по выбору учащихся
Средний балл
Сравнительные данные По городу По району По лицею
Информатика 49,89 57,88 62
История 51,59 51,47 62
Английский язык 56,89 68,33 60

1.2. Инновационный характер образовательного процесса обеспечивает выполнение стоящих перед лицеем задач в сфере урочной и внеурочной деятельности. Результат выражается в снижении количества неуспевающих учащихся, повышении мотивации к учению, проявляющейся в успехах учащихся в исследовательской и проектной деятельности, повышении ИКТ-компетентности школьников.

1.3. Созданная система организации учебно-воспитательного процесса в лицее способствует расширению сферы самореализации ребенка, а, значит, и развитию индивидуальности.

Расширение сфер самореализации учащихся лицея

2005/2006 2006/2007 2008/2009
Отличники 18 21 23
Победители предметных олимпиад, поисковых игр, дипломанты конференций 94 115 165
Победители конкурсов (школьных, районных, городских) 101 121 112
Победители спортивных соревнований 9 15 10
Активная работа в органах школьного самоуправления 174 179 175
Активная работа в классном самоуправлении 89 93 96
ИТОГО (чел) 485 544 581
в % от общей численности учащихся 68,3% 78% 84,08

Наверх

2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в образовательном процессе.

2.1. Использование ИКТ открыло новые дидактические возможности урока, связанные с визуализацией материала, его «оживлением». Использование информационных технологий сделало процесс обучения более интересным, повысило мотивацию учащихся.

2.2. Во внеурочной деятельности ИКТ послужили основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, издательской деятельности учащихся, способствовали реализации их творческого потенциала, активизации познавательной деятельности

Мероприятия, свидетельствующие о повышении информационной культуры субъектов образовательного процесса в 2007 и 2008 годах

Мероприятие Организаторы Результат Истоки успеха
Конкурс методических разработок 2007 год Национальный фонд подготовки кадров
Институт новых технологий
Диплом за применение ИКТ в учебно-образовательном процессе
На Российском образовательном портале размещены проекты учащихся и педагогов лицея «Музей литературных героев», «Ленинград: подвиг духа», «По ком звонит колокол», др. материалы школьного сайта
Сотрудничество, сотворчество, содружество учащихся и педагогов лицея; интерес к проектной деятельности; ИКТ-компетентность
Компьютерная Интернет-олимпиада школьников Санкт-Петербурга 2007 год Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Совет ректоров вузов С-Петербурга
Диплом за лучший результат на олимпиаде ИКТ-умения
IX конкурс старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Тема конкурса «Лица Петербурга»
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Российский книжный Союз
С-З Институт печати
II командное место
II место в номинации «сайт»
III место в номинации «дайджест»
II место в номинации «буклет и плакат»
ИКТ-умения, возможности самореализации
X конкурс старшеклассников «Издательская деятельность в школе»
Тема конкурса «Формула чтения»
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Российский книжный Союз
С-З Институт печати
I командное место
III место в номинации «сайт»
II место в номинации «дайджест»
I место в номинации «буклет и плакат»
ИКТ-умения, возможности самореализации

2.3. Учителя получили существенную информационную поддержку урока: создание собственного электронного портфолио, обмен готовыми материалами и компьютерными уроками, возможность использования интерактивных программных продуктов, что существенно повышает заинтересованность учителя в дальнейшем освоении и использовании инновационных технологий

Педагоги лицея активно используют информационные технологии как на всех ступенях образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности.

  2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
1 2 3 4 5
Уроки, проводимые учителями-предметниками в компьютерных классах (уроки с компьютерным сопровождением) 21% 24% 24% 35%
Информационно-поисковые игры 60% 80% 85% 85%
Руководство проектами 40% 50% 60% 60%
Создание учителями собственных информационных ресурсов, поддерживающих образовательный процесс (уч. презентации, сайты) - 5% 30% 40%
Уроки с использованием интерактивных программных продуктов - 5% 30% 60%
Уроки и внеурочные мероприятия с использованием электронной доски - - 5% 40%

Доля педагогов, прошедших подготовку в области использования современных информационных технологий, в соответствии со ступенями образования:

  2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Начальная школа - 16,8 33,3 95
Основная и средняя школа 6,8 9,6 38,0 91

Распределение средств государственной поддержки, полученных в 2007 году на информатизацию образовательного процесса

№ п/п кабинет компьютер интерактивная доска мультимедийный проектор экран Количество педагогов, работающих в кабинете Загрузка кабинета в неделю (час)
1 информатики №1 1 1     4 35
2 информатика №2     1 1 2 35
3 Информатика №3   1     2 35
4 ТСО 1   1   7 35
5 физики №1 1 1 1   4 35
6 физики №2 1   1 1 4 35
7 биологии 1   1 1 4 35
8 русского языка и литературы 1 1 1   5 35
9 кабинет 8б класса 1     1 8 35
10 английского языка 1   1 1 6 35
11 химии 1 1 1   3 35
12 истории 1   1 1 6 35
13 начальная школа 1   1 1 2 20
14 начальная школа 1   1 1 2 20
15 трудового обучения       1 2 30
16 ОБЖ       1 2 20
    12 5 11 10 62  

Наверх

3. Обеспечение доступности качественного образования

Данные о наборе в 1-е классы

Контингент 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009
Проживает в микрорайоне 19 17 18 36
Набрано в 1 класс 43 56 90 74

Данные набора свидетельствуют о том, что лицей пользуется популярностью как образовательное учреждение, дающее высокий уровень образования, соответствующего современным требованиям.

Данные о переходе учащихся из начальной школы в основную, из основной в среднюю

Контингент 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Закончили 4 класс 47 59 53
Поступили в 5 класс 55 78 53

Отсев учащихся при переходе с первой ступени образования на вторую отсутствует.

Контингент 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Закончили 9 класс 113 107 78
Поступили в 10 класс 77 86 70

Соотношение прибытия и выбытия в ОУ

Контингент 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Прибыло 47 68 35
Убыло 34 34 33
Причины выбытия:
смена места жительства 26 21 20
изменение образовательной программы 8 13 13

В последние годы наметилась стойкая тенденция к уменьшению числа учащихся, оставляющих лицей по причине смены образовательной программы, что свидетельствует о возможности ОУ удовлетворять разнообразные интересы детей и профессиональные планы семьи.

Наверх

4. Продуктивность реализации Программы развития лицея

Подтверждена гипотеза опытно-экспериментальной работы, задачи, поставленные в ходе реализации Программы развития лицея на 2005-2007годы, выполнены:

4.1. В лицее созданы широкие возможности для позитивной самореализации учащихся, что проявляется в наличии широкого спектра альтернативных образовательных форм и видов социальной практики учащихся. Созданы необходимые условия для развития у субъектов образовательного процесса ИКТ-компетенций.

4.2. Отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе, что становится стимулом для развития их индивидуальности.

4.3. Через организацию совместной проектно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в лицее создана особая атмосфера творческого сотрудничества

С 2008 года лицей является экспериментальной площадкой Красносельского района Санкт-Петербурга, реализуя проект «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала внеурочной работы» (2007 – 2010).5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления

Демократический уклад жизни лицея проявляется в наличии органов самоуправления, школьного законодательства, разрабатываемого всеми субъектами образовательного процесса, диалогичном стиле взаимодействия и свидетельствует о принципиальной открытости школы.

Повысилась общественная активность родителей учащихся, которые становятся активными участниками образовательного процесса. Формируется Попечительский совет лицея.

Коллектив лицея вовлечен в деятельность по самооценке, которая осуществляется по девяти критериям, характеризующим различные сферы жизни ОУ и результаты его работы. Опыт деятельности по самооценке высоко оценен профессиональным сообществом, лицею вручен сертификат, подтверждающий положительную оценку этого опыта в рамках международного российско-финского проекта. С 2007 года лицей является координатором работы школ Красносельского района по проекту РОС «Самооценка деятельности образовательного учреждения».

Наверх

5. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

Направления деятельности Мероприятия Формы представления Дата проведения
Воспитание отношения к здоровому образу жизни как ценности 1. В рамках внеурочной работы на выездном погружении учащихся в ЗЦ ГДТЮ « Зеркальный» реализован целостный многоаспектный проект «Формирование навыков здорового образа жизни» (физическая активность, гигиена зрения, борьба со стрессом) проекты выполнены в форме презентаций, представлены ученикам лицея, показаны на конкурсах, где получили высокую оценку жюри 2006/2007г.
2. В рамках передач лицейского радио – цикл передач «Личная безопасность школьника», «Ты и твое здоровье» еженедельные радиопередачи постоянно
3. Деятельность лицейской Школы безопасности: регулярный выпуск информационных листков информационные листки для каждого класса постоянно
3. В рамках ЦДО «Мозаика» работают спортивные секции, туристический клуб спортивные секции работают по субботам постоянно
4. Создана эстетически полноценная среда: учащиеся и педагоги имеют возможность во время перемен, после занятий отдохнуть в зимнем саду и школьной галерее в школьной галерее регулярно организуются выставки, концерты, встречи с музыкантами постоянно
5. Дни здоровья выездные мероприятия ежегодно 3 р. в год
6. Здоровьесберегающие минутки для учащихся 1-5 классов в течение дня организуются педагогами и старшеклассниками ежедневно
Формирование антинаркогенных установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни, поиск новых действенных форм работы по профилактике всех видов зависимостей 1. В рамках «Клуба интересных встреч» - встречи с экологами, врачами («Компьютерная зависимость», «Проблемы наркомании», «Экология северной столицы») организуются Советом клуба ежегодно
2. Школьный месячник «Скажем наркотикам: «НЕТ!» организуется Думой лицея 2005/2006 г.
3. Городской конкурс «Мы выбираем…» (жизнь без наркотиков) 2007 – диплом 2 степени за спецвыпуск газеты «Из жизни пчел» 2006/2007 г.
4. Конкурс «Класс, свободный от курения» класс-победитель награждается спортивным инвентарем 2006/2007
Популяризация спорта Организация и проведение массовых спортивных праздников:
Всероссийский чемпионат по боксу на приз О.Саитова
Южнобережные олимпийские игры
участвуют ученики других образовательных учреждений – района, города, России, Ближнего Зарубежья ежегодно

Наверх

6. Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению

Созданию положительного имиджа лицея способствуют:

  • возможности для позитивной самореализации в учебе, спорте, творчестве, самоуправлении и пр.;
  • система дополнительного образования, реализующая свыше 40 программ разнообразной направленности;
  • сложившаяся система творческих контактов лицея с различными организациями и учреждениями, в том числе творческими союзами (художниками, музыкантами, писателями);
  • социально благополучная атмосфера в лицее;
  • культуросообразная школьная среда;
  • развитая воспитательная система, ориентированная на формирование социально успешной личности;
  • формирование здоровьесберегающего образовательного пространства.

Наверх

7. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса

В лицее созданы условия, обеспечивающие безопасность учащихся:

  • осуществляется охрана (турникет и пост дежурного при входе во внутренний двор, пост в вестибюле, камеры наблюдения по этажам);
  • установлена «тревожная кнопка»;
  • произведена замена напольного покрытия во всем школьном здании на менее травмоопасное;
  • в игровой форме осуществляется формирование у учащихся навыков безопасного поведения (авторские игры, ориентированные на спокойное перемещение учащихся по зданию).

Внешние оценки, в частности выводы инспекции по охране труда и технике безопасности, органов пожарной безопасности и Роспотребнадзора, подтверждают безопасность школьной среды для детей и взрослых.

Наверх

8. Участие в районных, региональных, федеральных конкурсах и фестивалях

Идеология лицея ориентирована на расширение сфер позитивной самореализации всех участников образовательного процесса, следовательно, участие лицеистов и педагогов в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, связанное с публичной оценкой их достижений, является важнейшим направлением деятельности лицея.

Педагоги имеют возможность реализовать свой творческий потенциал и транслировать инновационный опыт в рамках деятельности Ресурсного центра «Образование +».

Лицеисты участвуют не только в традиционных предметных олимпиадах, но и в альтернативных конкурсах, в частности, по настольно-издательской деятельности, в интернет-олимпиадах, в вузовских олимпиадах.

Участие лицеистов в районных, городских, федеральных и международных предметных олимпиадах, конкурсах, форумах, конференциях

  2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
участ­ники победи­тели участ­ники победи­тели участ­ники победи­тели участ­ники победи­тели
Районные олимпиады 25 13 27 12 26 7 33 12
Городские олимпиады 18 15 21 9 7 4 23 15
Федеральные олимпиады 5 5 33 33 51 11 56 11
Международные олимпиады, конференции 25 25 195 59 219 70 225 72

Наверх

9. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

В лицее созданы все условия для дополнительного образования детей. Работает отделение дополнительного образования учащихся «Мозаика», где реализуется более 40 программ различной направленности – спортивной, творческой, технической. Школьники активно участвуют во внеурочной проектной деятельности, играх, творческих конкурсах.

Удовлетворенность учащихся своими отношениями и ролью в коллективе

Наверх

УЧЕБНАЯ РАБОТА

Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения
К. Д. Ушинский

Цель - создание оптимальных условий обучения и развития для всех учащихся лицея.

Общие сведения об успеваемости и качестве знаний учащихся

В динамике за последние 5 лет результаты выглядят следующим образом:

Учебный год % успеваемости Закончили 11 класс Закончили 9 класс с отличием
с золотой медалью с серебряной медалью
9 кл. 11 кл. Кол-во % Кол-во % Кол-во %
2003-2004 100 99 1 0,93 3 2,8 2 1,6
2004-2005 100 100 - 0 1 1,0 1 0,8
2005-2006 100 100 1 1 5 5 2 1,8
2007-2008 93 99 1 1,3 3 4 1 1,3
Учебный год Успеваемость / качество знаний (в %)
1-4 классы 5-9 классы 9 класс 10-11 классы 11 класс 1-11 классы
2003-2004 99,3/67 98/25,4 100/26 98/17 99/22,4 98/28
2004-2005 100/64 99/26 100/17,7 95,7/24 100/30 98,6/28,5
2005-2006 99,5/46,7 99,8/32 100/28 97/25,5 100/31 98,7/34,7
2006-2007 100/52,8 99/28,5 100/21,5 96/16 100/9 98,8/32,5
2007-2008 100/59,3 98,6/38 95/25,6 92,5/24,7 98,7/32,4 97,3/33,6

Показателями, свидетельствующими об индивидуальной направленности образовательного процесса, успешной реализации идей педагогики выбора, являются следующие.

1. Работа со слабоуспевающими учащимися.

Поддержка слабоуспевающих учащихся осуществлялась в традиционно сложившихся формах (система коррекционных занятий, финансируемых из внебюджетных средств лицея, которые проводились педагогами - предметниками по классам; формирование хозрасчетных коррекционных групп по запросам нуждающихся в дополнительных занятиях). Вариативная система коррекционных занятий является гарантией того, что каждый нуждающийся ученик получает коррекционную поддержку в наиболее предпочтительных для себя формах.

В 2006-2007 учебном году наряду с привычными формами коррекционной работы была опробована новая форма – «Школа индивидуального контроля», в ее задачи входило:

  • профилактическая работа по предупреждению второгодничества;
  • выявление учащихся, требующих повышенного педагогического контроля и помощи в освоении программного материала;
  • организация и планирование работы с учащимися «группы риска»;
  • составление индивидуальной карты учащегося «Рубикон».

Эта работа дала свои позитивные результаты. Динамика количества учащихся с отложенным и условным переводом такова:

Учебный год Кол-во уч-ся Учебный год Кол-во уч-ся
1999/2000 28 2005/2006 7 (в т.ч. 6 чел. - ст. школа)
2000/2001 14 2006/2007 6 (ст.школа)
2001/2002 7 2007/2008 6(ст.школа)
2002/2003 13    

2. Промежуточная аттестация учащихся. Важнейшим звеном учебной работы лицея является организация промежуточной аттестации учащихся в переводных классах.

В качестве предмета, стоявшего на контроле в лицее в 2005-2006 учебном году, была выбрана математика, поскольку это обязательный предмет на итоговой аттестации учащихся за курс основной и средней школы.

В качестве предметов, стоявших на контроле в лицее в 2006-2007 учебном году, были выбраны математика и русский язык в 1-х-6-х классах, поскольку эти предметы являются основой для успешного обучения, способствуют формированию базовых информационно-коммуникативных и мыслительных умений. В 7-х-8-х и 10-х классах на контроле стояли физика и информатика как базовые предметы специализации в лицее.

В качестве предметов, стоявших на контроле в лицее в 2007-2008 учебном году, были по-прежнему выбраны математика и русский язык в 1-х-6-х классах. В 7-х классах на контроле стояли русских язык и информатика, а в 8-х и 10-х классах - алгебра и информатика как базовые предметы специализации в лицее.

Выявляемый промежуточной аттестацией уровень знаний учащихся по информатике в ЛИКТе достаточно высок. Формы аттестации учащихся по информатике могут быть разными: защита проекта и контрольная работа. Аттестация показала, что выше уровень знаний в тех классах, где учащиеся проходили аттестацию в проектной форме, что объективно обусловлено высокой мотивацией учащихся, которая достигается в ходе организации проектной деятельности.

В течение двух последних лет в лицее была опробована система диагностических работ надпредметного содержания, позволяющая оценивать уровень сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся – в соответствии со специализацией обучения в лицее.

3. Итоговая аттестация учащихся

Формы проведения итоговой аттестации учащихся 11-х классов и фактические результаты.

Предмет Форма Кол-во уч-ся Качество знаний в %
2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008
литература собеседование 3 3 - 100% 100% -
устно по билетам 67 74 66 33% 27% 53%
защита рефератов 32 22 10 100% 100% 100%
русский язык ЕГЭ 102 99 76 67% 73% 69%
алгебра и начала анализа письменно 102 99 76 61% 43% 53%
История России ЕГЭ 5 1 1 25% 100% 100%
Всеобщая история устно по билетам - - 1     100%
ОБЖ устно по билетам 48 64 - 91% 75% -
защита рефератов 5 2 - 100% 50%  
Химия устно по билетам 5 6 8 100% 67% 78%
защита рефератов     1     100%
Английский язык ЕГЭ 14 11 3 78,5% 55% 67%
экономика защита рефератов 9 6 20 77% 83% 100%
устно по билетам     18     81%
Информатика ЕГЭ 5 5 11 25% 80% 73%
Физкультура устно по билетам + практическая часть 18 17 21 87% 88% 86%
Физика устно по билетам   2 3   100% 67%
защита рефератов 1     100%    
Обществознание устно по билетам 42 66 53 65% 66% 67%
защита рефератов 1 3 4 100% 100% 100%
собеседование 8     100%    
Биология ЕГЭ   9 2   44% 50%
География устно по билетам 8     81%    
Технология защита рефератов 15     100%    
Геометрия устно по билетам 9     100%    

В течение последних трех лет успеваемость на обязательных экзаменах и экзаменах по выбору за курс средней (полной) школы в лицее № 590 была 100%.

Причины достаточно высоких результатов аттестации заключаются в следующем:

  • заинтересованность выпускников в учебе как залог успешного продолжения образования;
  • качественная работа учителей как в течение ряда лет обучения своих учеников, так и при подготовке к экзаменам, в том числе целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзаменам в форме и по материалам ЕГЭ;
  • эффективное использование часов на индивидуальную и групповую работу с учащимися;
  • посещение учениками курсов в различных учебных заведениях.

Результаты ЕГЭ по русскому языку остаются стабильно высокими, учащиеся лицея показывают балл выше среднего по Петербургу и один из самых высоких в районе. В 2008 году ситуация значительно улучшилась по другим предметам (в формате ЕГЭ): по информатике, истории, английскому языку выпускники продемонстрировали достаточно высокое качество знаний. Улучшение результатов экзаменов в форме ЕГЭ связано с эффективной работой в течение всего учебного года в параллели 11-х классов подготовительных групп и проведением пробных экзаменов в формате ЕГЭ.

В 2007-2008 учебном году учащиеся массово защищали рефераты по литературе, экономике, обществознанию. Качество работ по всем предметам было очень высоким как с точки зрения содержания, так и с точки зрения оформления, что является результатом целенаправленной работы методической службы лицея, разработавшей методические рекомендации для работы учащихся над рефератом.

Формы проведения итоговой аттестации учащихся 9-х классов и фактические результаты

2006-2007 учебный год

Предмет Форма Кол-во уч-ся Успеваем. в % Качество знаний в %
русский язык изложение 107 100%  
алгебра письменно 107 100%  
биология устно по билетам 17 100% 88%
биология Защита реферата 2 100% 100%
англ. язык устно по билетам 3 100% 67%
обществознание устно по билетам 46 100% 69%
химия устно по билетам 19 100% 100%
химия Защита реферата 1 100% 100%
история и культура СПб устно по билетам 8 100% 63%
история и культура СПб Защита реферата 5 100% 80%
ОБЖ устно по билетам 57 100% 70%
география устно по билетам 5 100% 80%
история России устно по билетам 1 100% 0%
история России защита реферата 3 100% 100%
всеобщая история защита реферата 1 100% 100%
физкультура устно по билетам 18 100% 100%
физкультура практическая часть 18 100% 100%
литература устно по билетам 12 100% 100%
физика устно по билетам 1 100% 0%

2007-2008 учебный год

Результаты письменных экзаменов:

предмет Русский язык Алгебра
Форма: Кол-во учащихся, сдававших экзамен Средний балл годовой отметки по предмету Средний балл по результатам экзамена Кол-во учащихся, сдававших экзамен Средний балл годовой отметки по предмету Средний балл по результатам экзамена
в традиционной форме 78 3,42 3,66 53 3,32 3,52
в рамках ОСОКО 0     25 3,28 3,52

Результаты экзаменов по выбору:

Предметы по выбору учащихся Общее количество учащихся, сдававших экзамен Форма сдачи экзамена Количество учащихся, сдававших экзамен в указанной форме Ср. балл по предмету в указанной форме сдачи экзамена Средний балл по предмету Качество знаний в %
Физика 5 Защита реферата 2 5 5 100%
Устно по билетам 3 5
Литература 11 Устно по билетам 11 3,9 3,9 81%
География 5 Устно по билетам 5 3,6 3,6 60%
Обществознание 31 Устно по билетам 31 3,87 3,87 64,5%
Английский язык 14 Устно по билетам 14 3,92 3,92 78,5%
Химия 3 Устно по билетам 3 5 5 100%
Черчение 10 Устно по билетам 10 4,9 4,9 100%
Биология 34 Устно по билетам 34 4,14 4,14 85%
ОБЖ 23 Устно по билетам 23 4,4 4,4 82%
История России 3 Защита реферата 3 4,6 4,6 100%
История и культура Санкт-Петербурга 2 Устно по билетам 2 4,5 4,5 100%
Информатика и ИКТ 3 Защита реферата 1 5 4,3 100%
Устно по билетам 2 4

Как видно из таблиц, результаты итоговой аттестации выпускников 9-ого класса в целом высокие.

Невысокое качество знаний на экзамене по алгебре в 2008 г. объясняется тем, что

  • ученики 9 класса сдавали экзамен по алгебре в новой для них форме ОСОКО, и не все оказались способны в течение одного учебного года подготовиться к подобной форме итоговой проверки качества знаний;
  • учителя математики не смогли построить максимально эффективную систему работы со слабоуспевающими учащимися.

Комплекс планируемых мероприятий

  • по обобщению и распространению опыта работы преподавателей, показавших высокие результаты:
    • проведение тематических заседаний кафедр и педагогического совета учреждения по анализу результатов итоговой аттестации;
    • проведение тематических заседаний кафедр с представлением опыта подготовки учащихся к экзаменам (организация повторения, система контроля, практика проведения предэкзаменационных консультаций в нетрадиционных формах – групповая работа на консультациях, взаимное рецензирование ответов);
    • разработка памяток по подготовке учащихся к экзаменам;
    • использование предэкзаменационных тренингов для учащихся (психологическая подготовка, способствующая снятию экзаменационного стресса);
    • популяризация в педагогическом коллективе психологического материала, связанного с психологическим настроем учеников.
    • по устранению причин, вызвавших низкие результаты:
    • усиление контроля со стороны учителей-предметников, классных руководителей за качеством работы учащихся в течение учебного года и постоянной связи с родителями, проведение тематических заседаний кафедр по анализу результатов итоговой аттестации;
    • разработка памяток по подготовке учащихся к экзаменам;
    • проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие интереса и формирование устойчивой мотивации к чтению;
    • использование предэкзаменационных тренингов для учащихся (психологическая подготовка, способствующая снятию экзаменационного стресса);
    • целенаправленная подготовка учащихся к сдаче экзаменов по алгебре и русскому языку в форме ОСОКО.

4. Работа службы самоподготовки. Действенной и активной является деятельность службы самоподготовки. На часах самоподготовки учащиеся работали над проектами (консультации проводились педагогами – руководителями проектных групп), учебно-исследовательскими работами, выполняли творческие домашние задания, работали с образовательными ресурсами Интернет и цифровыми образовательными ресурсами.

Педагоги имели возможность доступа в ИНТЕРНЕТ для подготовки материалов к урокам. В режиме самоподготовки в 2005-2006, 2006-2007 учебном году работали три кабинета информатики, в 2007-2008 – четыре кабинета.

5. Альтернативные формы образования. Постоянно велась работа по освоению альтернативных форм образовательной деятельности – информационно-поисковых игр, проектов, погружений.

Организована работа ряда проектных групп на базе информационных технологий для учащихся 7-11 классов по предметам всех циклов (история, литература, история и культура СПб, английский язык, география, химия, математика, физика, биология), а также на межпредметном и надпредметном материале («Школьный сайт», «Журнал «Отражение», «Газета «Из жизни пчел», «Формула чтения», «Реклама книги», «Школьные мультики» и пр.). Необходимо констатировать, что круг учителей и учащихся, вовлеченных в эту деятельность, расширяется с каждым годом.

Учащиеся в рамках работы проектных групп выполняют следующие виды деятельности:

  • поиск и обработка информации, создание электронного ресурса, защита проекта;
  • моделирование физических и химических процессов;
  • написание и защита творческих работ, участие в представительных научных конференциях, публикация тезисов.
В работе проектных групп учащиеся имели возможность выбора содержания, видов образовательной деятельности и форм отчетности. Необходимо также отметить, что проектная группа как форма организации образовательной деятельности решает не только образовательные, но и коммуникативные задачи. В ходе работы проектных групп осуществлялся выход учащихся в социальную реальность, поскольку ими решались проблемы сохранения и создания новых объектов культуры в городе, вопросы их собственного будущего в новой социально-экономической и экологической ситуации. В этом смысле особенный интерес представляли собой проекты, которые выполнялись в 2007-2008 г. учащимися 7-11 классов в среде WIKI.

В ходе проектной работы учащиеся – старшеклассники освоили методы работы в INTERNET, методы подготовки презентаций и WEB-страниц по учебным предметам – специальных компьютерных сюжетов по конкретным темам школьных курсов, которыми учащиеся могут воспользоваться самостоятельно для освоения учебного материала, методы создания интерактивных моделей. Такая деятельность позволяет решать многообразные учебные и развивающие задачи: расширяет пользовательские навыки ученика, учит его самостоятельно работать с информацией, выбирать главное и второстепенное, структурировать материал, создавать целостную, а не фрагментарную картину знания по определенным темам. Кроме того, подобная работа способствует развитию художественно-эстетических представлений учащихся, т.к. ученику самостоятельно приходится формировать видеоряд, звуковое сопровождение, отбирать различные эффекты и пр.

Интересные работы, сделанные совместно педагогами и учащимися, были представлены в рамках общелицейского конкурса «Содружество. Сотрудничество. Сотворчество». 30 учителей-предметников создавали совместно с учащимися презентации и сайты для использования на уроках, посвященных конкретным темам школьного курса. Особенно следует отметить активность кафедры английского языка, учителей химии, географии, биологии, физики, истории и культуры Санкт-Петербурга.

Учителями, имеющими опыт работы в проектных группах, велась работа по пропаганде этой формы учебной деятельности. Одной из самых действенных и серьезных форм в этом направлении деятельности стала работа на базе лицея в течение трех лет секции международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». В ходе конференции учащиеся имели возможность представить свои работы, рассказать об их идеологии, о процессе создания. Особенно важным было то, что в рамках конференции в 2006-2007 и 2007-2008 работала секция педагогов, представивших свои проектные работы, которые были подготовлены ими и самостоятельно, и в содружестве с учениками.

Высокий уровень большинства проектов подтвержден также независимой оценкой, которая была дана в ходе их представления на городских конкурсах, в т.ч. городских «Настольно-издательская деятельность в школе», «О времени и о себе» и во Всероссийском конкурсе школьных изданий, где все работы были высоко оценены жюри и получили дипломы.

Особого внимания заслуживает организация проектной деятельности в рамках международного сотрудничества лицея. Под руководством учителя английского языка в 2007-2008 качественно отработала проектная группа учащихся 9-10-х классов, создавшая совместно с немецкими школьниками интересный проект. Работа ориентирована не только на формирование информационных умений, но решающая серьезные коммуникативные задачи кросскультурного характера, обязательно должна быть продолжена.

Активно используются в образовательном процессе информационно-поисковые игры. Их цель – в игровой деятельности смоделировать и отрефлексировать продуктивные пути поиска и анализа информации. К 2008 году в лицее появилась копилка сценариев информационно-поисковых игр, материалы которой нуждаются в дальнейшей обработке и обобщении.

Системно проводится работа по диагностике информационных умений учащихся. Дважды в течение учебного года – в конце 1 полугодия и в конце второго полугодия в большинстве классов проходят работы по диагностике информационно-коммуникативных умений учащихся на предметном содержании.

6. Работа с одаренными учащимися

Ежегодно ученики школы становятся победителями предметных олимпиад районного и городского уровня, десятки получили дипломы престижных научных конференций «Ученые будущего», «Ученые XXI века», «Сахаровские чтения», «Интеллектуальное возрождение Санкт-Петербурга», «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» и пр. Проектные работы выпускников получали поощрительные призы в федеральном конкурсе «Заявка на успех», проводившемся издательством «Кирилл и Мефодий» совместно с корпорацией «Майкрософт».

Трижды (2006,2007 и 2008 гг.)) команда лицея становилась победителем (1 и 2 места во всех номинациях) в городском конкурсе «Настольно-издательская деятельность в школе».

Ежегодно учащиеся успешно выступают в международных интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», занимая призовые места.

График проведения олимпиад, предметных игр и конференций и результаты участия в них учащихся лицея регулярно отслеживаются, в лицейских СМИ представляются учащиеся, добившиеся творческих успехов, что имеет серьезный мотивирующий характер.

По опросам выпускников, около 90% из них считают, что смогли определить для себя в стенах лицея путь продолжения образования и получить уровень подготовки, достаточный для реализации своего индивидуального потенциала.

Таким образом, задачи, поставленные перед коллективом школы в сфере учебной деятельности в 2005-2008 гг., в основном выполнены и получен ожидаемый результат, выразившийся в снижении количества неуспевающих учащихся, и повышении мотивации к учению, проявляющемуся в успехах учащихся в исследовательской деятельности и в самообразовании.

Существует и ряд нерешенных проблем в сфере учебной деятельности, которые в основном связаны с поиском форм и методов, способствующих стимулированию самостоятельной образовательной активности учащихся. Кроме того, серьезно стоит проблема создания единого диагностического пакета по кафедрам для адекватной оценки уровня сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся, что необходимо в целях решения проблем преемственности и соблюдения единых требований к учащимся.

Наверх

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье
Демокрит

Цель – создание условий для развития индивидуальности учащихся во внеурочной деятельности, формирование социально успешной личности, способной к самоанализу, самовоспитанию, самореализации.

Ожидаемым результатом воспитательной работы является постоянное расширение поля возможностей для позитивной самореализации личности за счет открытия новых клубов, кружков, центров, детских фирм и секций различной направленности, создание новых традиций, внедрение новых форм воспитательной работы.

Особенностью воспитательной системы лицея является тесное взаимодействие кафедры воспитательной работы с ОДОД (отделением дополнительного образования детей). Взаимодействие осуществляется путем общего планирования и проведения мероприятий, составляющих ежегодный круговорот праздников и традиций. Взаимодействие проявляется также в том, что ряд детских творческих объединений, работающих в отделении дополнительного образования, одновременно являются структурами Школьного города, который существует в лицее в течение 17лет.

1. Реализация проекта «Наш город». Деятельность лицейского самоуправления.

Школьный город – это долгосрочный воспитательный проект, неоднократно становившейся победителем конкурсов воспитательных систем различного уровня.

Школьный город живет интересной, содержательной жизнью. Ежегодно проводится акция «Выборы», в результате которой формируется работоспособный, заинтересованный в улучшении жизни школьного города актив – Дума и правительство.

Бережно сохраняются и наполняются элементами нового содержания традиции лицея:

Годовой круг традиционных праздников и фестивалей

  • «Здравствуй, лицей!» (1 сентября)
  • Фестиваль «Лицейские звёзды» (октябрь – май)
  • «День предприимчивых людей» (октябрь, декабрь, май)
  • «День прививок от осенней хандры» (ноябрь)
  • «Новогодний калейдоскоп» (декабрь)
  • Традиционный праздник для ветеранов – блокадников «Не стареют душой ветераны» (январь)
  • «Широкая масленица» (февраль)
  • «Мы вам рады» (праздник для будущих первоклассников и их родителей» (февраль)
  • «Аты-баты, шли солдаты» (февраль)
  • Праздник в честь Прекрасных Дам (март)
  • Спортивный праздник «Спортград встречает участников и гостей Южнобережных олимпийских игр» (март)
  • «Веснушка встречает гостей» (март)
  • «Прощай, азбука» (апрель)
  • Праздник «День приколов и розыгрышей» (апрель)
  • «День квартала» (май)
  • «Не стареют душой ветераны» (праздник в честь участников Великой Отечественной войны) (май)
  • Праздник Последнего школьного Звонка (май)
  • Праздник «папа, мама, я – спортивная семья» (май)

Годовой круг традиций лицея

  • Акция «Выборы» (выдвижение и регистрация кандидатов в губернаторы и депутаты Думы лицея, предвыборная кампания, ролевая игра «На избирательном участке», выборы).
  • Церемония инаугурации Губернатора школьного города и вручение мандатов депутатам Думы лицея.
  • Огонёк актива «Давайте познакомимся!»
  • Вынос флага школьного города на все торжественные церемонии лицея.
  • Исполнение гимна лицея на всех торжественных церемониях.
  • Ежегодный конкурс на звание «Лицеист года».
  • Принятие за особые заслуги перед лицеем в Почётные граждане лицея.
  • Ежегодное проведение итоговой ученической конференции «Итоги. Проблемы. Задачи» (творческие отчёты Думы и правительства школьного города о работе за истекший год, награждение лучших активистов самоуправления).
  • Ежегодное торжественное открытие ШАН (школьной Академии наук) (для нового набора слушателей Академии).
  • Деятельность Клуба интересных встреч для разных категорий участников.
  • Постоянно действующая акция «Старшие – младшим» (один раз в месяц).
  • Работа школы актива «Пчелиный рой» (1 раз в триместр для всех групп актива).
  • Постоянно действующая акция центра «Милосердие» «Чужого горя не бывает» (с 1994 года).

Ежегодно все жители школьного города под руководством центра «Милосердие» участвуют в благотворительных акциях: «Посылка солдату; «Тёплая снежинка»; «Рождественский марафон «От сердца к сердцу» «Не стареют душой ветераны» «Неделя добрых дел»

Продуктивно работает Издательский дом лицея. В 2006 году на Всероссийском конкурсе школьных изданий (заочный тур) – журнал «Отражение» назван в числе лауреатов. В 2008 году Издательский дом принял участие в семи конкурсах, форумах и фестивалях школьных изданий на районном, городском и всероссийском уровнях и был награждён 12 дипломами и грамотами.

Эффективно и творчески работает а в течение всего учебного года редакция школьного радио «На волне 5-9-0». В школьный эфир радиопередача выходила ежедневно. Ежегодно проводится 170 радиопередач.

Знакомить детей с культурной жизнью Санкт-Петербурга помогает собственное детское экскурсионное бюро. На лицейском автобусе учащиеся всех классов не менее 4-х раз в год посещают театры, выставочные залы, музеи города, другие достопримечательности Санкт-Петербурга и его пригородов.

Большая работа проводится Советом музея истории лицея. Ежегодно в музее лицея проводится более 20 выставок петербургских художников. Советом музея организуются круглые столы со всеми художниками, чьи произведения выставляются в галерее лицея. Все встречи записываются на видео и транслируются по кабельному ТВ района.

2. Деятельность центра дополнительного образования «Мозаика

В соответствии с лицензией ОДОД реализует следующие направления:

  • социально-педагогическое
  • физкультурно-спортивное;
  • художественно-эстетическое;
  • эколого-биологическое;
  • туристско-краеведческое;
  • научно-техническое;
  • военно-патриотическое.

Количество групп, работающих в ОДОД– 45.

Распределение учащихся по возрастным категориям:

  • 6/7 - 9/10 лет – 29%;
  • 10/11 – 14/15 - 43%;
  • 15/16 – 17/18 – 28%.

Во всех группах, работающих в ОДОД, контингент сохраняется до конца учебного года. Ни одна из групп не была закрыта.

Для выявления потребностей детей и родителей в направленностях дополнительного образования проводится анкетирование. Выявлено, что большой процент детей и родителей заинтересован в развитии спортивной и художественно-эстетической направленностей.

3. Спортивная работа. В лицее активно ведется спортивно-массовая работа, связанная с популяризацией спорта. Ежегодно проводятся массовые спортивные праздники (чемпионат по боксу и Южнобережные олимпийские игры), которые характеризуются массовым охватом детей всех возрастов.

4. Работа с учащимися, требующими повышенного педагогического контроля

Администрацией лицея была проведена работа по выявлению учащихся, состоящих в неформальных молодежных объединениях или группировках. Учащихся данной категории не выявлено.

Социальный педагог работает в постоянном контакте с методическим объединением классных руководителей. Ведется ежедневный контроль посещаемости учащихся. Родители незамедлительно ставятся в известность о прогулах школьных занятий их ребенком.

Лицей работает с ЦПМСС по следующим направлениям:

  • формирование здорового образа жизни;
  • выбор образовательного маршрута и преодоление затруднения в обучении;
  • комплексная помощь в решении психоэмоциональных проблем детей и подростков.

Успешно ведется профориентационная работа. Лицей располагает данными о ПУ, колледжах, техникумах и других учебных заведениях, с некоторыми из них заключены договоры. В феврале месяце проведена встреча родителей с представителями ВУЗов. Информация о возможных вариантах продолжения образования доводится до учащихся на классных часах, в индивидуальных беседах; до родителей - на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и с помощью информационного стенда. В апреле месяце распространены информационные справочники об учебных учреждениях города для выпускников и старшеклассников.

Поставленные в сфере воспитательной деятельности задачи можно считать, в основном, успешно реализованными.

В перспективе классным руководителям, социальному педагогу, педагогу – психологу необходимо продолжить работу по раннему выявлению учащихся с девиантным поведением. В целях своевременного принятия адекватных мер по предупреждению правонарушений и всех видов зависимостей следует продумать систему профилактических мероприятий.

Живя в многонациональном городе, необходимо большее внимание уделять формированию толерантности, применяя в этой деятельности современные инновационные формы воспитания учащихся. Следует продолжить работу с общественной организацией «Мир дома и ненасилия».

Классным руководителям 5-х -11-х классов необходимо продолжить работу по созданию воспитательной системы класса, что позволит повысить качество и эффективность воспитательной деятельности классного руководителя, усилить ценностно-смысловую направленность, технологичность и результативность его работы.

Наверх

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность
Эрих Фромм

Цель – планомерное и последовательное изучение личности ребенка, создающее условия для успешного взаимодействия в образовательной деятельности педагогов и учащихся, психологическое обеспечение опытно-экспериментальной работы.

Служба психологического сопровождения работает в тесном контакте с Советом воспитателей, социальным педагогом. В течение года ведется работа со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами). Основная работа службы направлена на индивидуальное сопровождение учащихся.

1. Служба психологического сопровождения.

  1. Профилактика педагогической запущенности (индивидуальные консультации для педагогов и родителей; повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений с детьми и т.п.).
  2. Выступления на родительских собраниях по психологическим вопросам, связанным с возрастными особенностями, с закономерностями детской психики, а также с целью ознакомления с результатами проведенной диагностики.
  3. Индивидуальные консультации с родителями учащихся, требующих повышенного педагогического контроля, по вопросам воспитания, индивидуальным особенностям детей, а также особенностей межличностных отношений между взрослыми и детьми.
  4. Тренинги групповой сплоченности и преодоления зависимого поведения.

2. Учебная работа.

В течение года проводятся уроки психического развития с учащимися 1-х - 4-х по программе «Тропинка к своему Я».

Для учащихся 5-х классов - развивающие занятия с элементами тренинга, которые способствовали формированию коллектива, умению разрешать конфликтные ситуации, развитию коммуникативных навыков. В 8-ых классах проводились тренинговые занятия по развитию толерантности; в 9 классах - занятия по формированию коммуникативных навыков, профилактике агрессии.

3. Диагностическая работа.

Регулярно с целью определения степени удовлетворенности участников образовательного процесса проводится опрос «Ваше мнение» среди родителей, учащихся, педагогов.

4. Работа с педагогами. Работа с педагогами по повышению их психологической культуры ведется в режиме индивидуального консультирования, в ходе заседаний ППК, Совета воспитателей, кафедр.

В целом можно говорить о достижении ожидаемых результатов в психологическом сопровождении образовательного процесса: активно шли учебно-тренинговые занятия с учащимися, через деятельность психолого-педагогического консилиума успешно решались организационно-педагогические проблемы, разрешались конфликтные ситуации в классах, налажена индивидуальная работа с «трудными», велась активная диагностико-исследовательская деятельность.

Наверх

МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель
А. Дистервег

Цель – обеспечение педагогов адекватными формами и методами для решения образовательных задач, стоящих перед лицеем.

Результативность методической работы лицея подтверждают следующие показатели:

1. Повышение профессионального мастерства педагогов. Педагогические советы и семинары.

В течение учебного года в лицее проводятся тематические педагогические советы, проблемные семинары, один выездной семинар для педагогического коллектива и ряд масштабных открытых мероприятий районного, городского и международного уровня. Кроме того, педагоги лицея активно участвуют в конференциях, семинарах, круглых столах городского и федерального уровня.

Освоение новых видов деятельности педагогами лицея проходит в ходе работы по кафедрам, рабочим группам и индивидуального консультирования, осуществляемого методистами Ресурсного центра лицея. В режиме консультирования ведется работа с аттестующимися педагогами и с педагогами, готовящими открытые уроки, различные семинары, в иной форме представляющими свой профессиональный опыт.

В 2007 году в рамках сотрудничества с Центром информационных технологий СПбАППО были организованы специализированные курсы по обучению педагогов навыкам компьютерной грамотности с выдачей специализированных сертификатов о прохождении обучения по программе «Интел – обучение для будущего», в апреле 2008 года – проводилось обучение педагогов по программам «Информационно-коммуникативные технологии в образовании (1 ступень)», «От ИКТ-компетентности к информационной культуре педагога (2 ступень)». В 2008-2009 Центр информационных технологий СПбАППО продолжит сотрудничество с лицеем по подготовке педагогов по программе использования ИТ в образовательном процессе.

2. Деятельность Ресурсного центра «Образование +».

Деятельность Ресурсного центра лицея, созданного в 2005 году, направлена на распространение и внедрение в педагогическую практику результатов научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива лицея.

Реализуемые в центре программы готовят педагогов к решению разнообразных образовательных задач (творческих, информационно-коммуникативных, исследовательских), к работе в системе альтернативного образования, вооружают большим арсеналом современных активных образовательных технологий. Обучение способствует более глубокому осознанию учителем себя как личности и как профессионала с определенным стилем деятельности, способствует формированию ценностного отношения к профессии. В основном обучение ведется в режиме проблемных семинаров для разных категорий педагогических работников.

Кафедры совместно с методистами лицея проводили в течение 2006-2008 гг. методические семинары для учителей-предметников района, города и Ленинградской области по использованию информационных технологий в урочной деятельности. Эти семинары были не только востребованы профессиональным сообществом, в их работе приняло участие более 400 учителей из разных школ, но и способствовали распространению передового опыта лучших педагогов лицея в рамках собственного педагогического коллектива.

В феврале 2008 года внимание педагогической общественности привлек семинар для директоров школ Красносельского района «Формирование информационно-коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса». В рамках семинара были показаны 15 фрагментов уроков и внеурочных мероприятий, направленных на формирование информационной культуры школьника, а также состоялся сеанс ВКС на тему «Современная школа в информационном обществе». Участники ВКС обсудили основные противоречия в деятельности современной школы в информационном обществе и наметили пути их разрешения.

Кроме традиционных для лицея семинаров, были освоены и новые формы представления опыта своей деятельности, в частности, индивидуальное и групповое консультирование и руководство деятельностью школ-партнеров по определенной теме. В течение учебного года консультирование проводилось по вопросам организации проектной деятельности, элективным курсам, технологиям обработки текстовой информации, методике проведения урока с использованием интерактивных досок.

Все эти мероприятия вызвали большой интерес и получили высокую оценку участников. Необходимо отметить, что в системе деятельности лицея особый интерес вызывают организация проектной деятельности, использование возможностей ИКТ в образовательном процессе, организация работы сайта и детских СМИ, школьное самоуправление, самооценка деятельности педагогического коллектива.

Деятельность лицея по организации и проведению открытых мероприятий достаточно важна, так как позволяет лишний раз проанализировать и систематизировать собственный опыт, а также получить независимую экспертную оценку своей деятельности. Необходимо также отметить, что эта работа повышает самооценку учителя, который получает признание не только в коллективе, но и на более высоком уровне, что становится стимулом для его дальнейшего развития.

В 2007-2008 учебном году вышли в свет две книги, подготовленные директором лицея А.М.Каменским: «Стратегические ориентиры в управлении современной школой», «Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы». В них обобщен многолетний опыт работы коллектива над проблемой развития индивидуальности участников образовательного процесса.

3. Работа по экспериментальным проектам.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в лицее по теме «Создание социально-педагогических условий для индивидуального развития личности учащегося и педагога», была успешно завершена в 2007 году.

На положительных результатах реализованной программы строится программа лицея «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала внеурочной работы», рассчитанная на период до 2010 г., одобренная Экспертным советом НМЦ Красносельского района Петербурга и развивающая основные направления предыдущей программы в соответствии с полученным опытом, потребностями участников образовательного процесса и основными направлениями развития современного российского образования.

Лицей активно участвует также в реализации идей, связанных с информатизацией образования. Специализация в области ИКТ остается базовым направлением развития лицея на современном этапе.

В 2007 году был завершен международный проект (Россия - Австрия – Финляндия) по самооценке качества деятельности ОУ. Коллективно наработанные педагогами и обобщенные материалы получили высокую оценку российских и иностранных участников. Лицей получил благодарность от Северо-Западного Агенства Международных программ и руководителя международного проекта «Обеспечение качества» за активное участие в проекте. Убедившись в том, что самооценка является ключевым инструментом управления и повышения качества образования, лицей в рамках районной образовательной системы в ноябре 2007 года включился в реализацию проекта «Самооценка деятельности как фактор развития образовательного учреждения». Целями проекта являются:

  • содействие развитию системы управления образовательными учреждениями района;
  • создание и внедрение системы самооценки как механизма обеспечения нового качества образования;
  • развитие бенчмаркинга среди школ района для определения и внедрения в практику наиболее эффективных методов работы

Наверх

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Цель – создание оптимальных условий для образовательной деятельности лицея.

1. Развитие системы ДПОУ. Количество учащихся, получающих дополнительные платные образовательные услуги, в основном сохранилось, сеть услуг расширилась – сформированы новые «Лидер-классы» на всех параллелях, что свидетельствует о большой популярности этой формы получения образования. Внебюджетными средствами поддерживалась воспитательная, методическая, экспериментальная работа; внебюджетные средства в 2007-2008 г. были направлены также и на укрепление МТБ, приобретение оборудования и ремонт. Заработная плата по внебюджету выплачивалась педагогическим работникам своевременно.

2. Ремонтно-технические работы и создание эстетически полноценной среды. В лицее качественно и в срок проводятся ремонтные работы, к новому учебному году здание сдается в срок.

В настоящее время все помещения лицея оформлены однотипно, создан единый фирменный стиль, найдены удачные цветовые решения. Оформление вестибюля красиво и функционально, максимально информационно насыщено. Особенного внимания заслуживают помещения начальной школы – веселые, радостные, яркие, создающие детям возможность для двигательной активности, игр и самовыражения.

3. Компьютеризация лицея. Работают четыре компьютерных класса. Оборудованы компьютерной техникой кабинеты четырех заместителей директора, библиотека, психологическая служба, кабинеты физики, математики, химии, литературы, ТСО.

В октябре 2007 года поступила техника, приобретенная на средства «миллионного» гранта, полученного в ходе конкурса ПНПО (интерактивные доски, компьютеры с мультимедийными проекторами и экранами). Техника была распределена по кафедрам и учебным кабинетам, что при наличии мультимедийных проекторов стало основой для полноценного технического обеспечения учебного процесса.

Выход в ИНТЕРНЕТ осуществляется через выделенную линию, предоставленной бесплатно фирмой «Реалнет – СПб», в которой на руководящих позициях сегодня работают выпускники лицея. Была приобретена и установлена лицензионная программа, позволяющая контролировать рациональность расходования учащимися и педагогами времени в сети.

Прошло обучение специалистов лицея по вопросам применения программного обеспечения, которое позволит решить вопросы с использованием лицензионных программных продуктов.

4. Работа библиотеки, видеотеки и кабинета ТСО.

Для реализации задач, связанных с повышением культуры чтения, формированием информационной культуры информационно-коммуникативных умений, на базе библиотеки были проведены следующие мероприятия для учащихся:

  • библиографическая олимпиада для учащихся 5-х-7-х классов;
  • занятия по развитию навыков работы со справочно-библиографическим аппаратом книги в начальной школе;
  • тематические и юбилейные книжные выставки;
  • знакомство с творчеством писателей с использованием презентаций;
  • информационно-поисковые игры.

Лицензионная экспертиза установила, что лицей полноценно обеспечен учебной справочной литературой, вся используемая в учебном процессе литература включена в федеральный список рекомендованных МинОбрНауки учебных изданий.

Создана и активно действует видеотека. Библиотека оснащена телевизором и видеомагнитофоном, выделены средства для дополнительной оплаты работы библиотекаря (из внебюджета), закуплены видеокассеты по разным предметам. Особенно активно идут занятия по литературе – просмотр экранизаций классики.

Библиотека оснащена компьютером, имеется выход в Интернет.

Работа библиотеки в 2008 году была отмечена благодарственным письмом НМЦ района за внедрение новых информационно-педагогических технологий, способствующих повышению образовательного и культурного уровня учащихся.