Открытый отчет. 6 ноября 2008 года
- Открытая школа как условие развития индивидуальности
субъектов образовательного процесса. А.М. Каменский, директор лицея №590, заслуженный учитель России, к.п.н.
презентация к выступлению (12,8 Мбайт) - Вместе весело шагать по дорогам знаний. Н.Н. Харланова, зав. кафедрой начальной школы
презентация к выступлению (5,1 Мбайт) - Не наполнить сосуд, а зажечь факел. А.В. Гиленко, зав. кафедрой русского языка и литературы
презентация к выступлению (7,1 Мбайт) - Live and Learn. Т.А. Пашковская, зав. кафедрой английского языка
презентация к выступлению (10,4 Мбайт) - Произведение оптимизма на знание – величина постоянная. М.И. Заславская, зав. кафедрой истории
презентация к выступлению (2,6 Мбайт) - В здоровом теле – здоровый дух. В.Д. Мигачев, зав. кафедрой физической культуры и ОБЖ
презентация к выступлению (5,3 Мбайт) - Дается только тому, кто стремится. Т.А. Власова, зав. кафедрой естественных наук
- Собраться вместе – это начало, держаться вместе – это прогресс, работать вместе – это успех. Е.В. Новикова, зав. кафедрой математики
презентация к выступлению (2,5 Мбайт) - Игра – это жизненная лаборатория детства. Н.В. Зорская, заместитель директора по ВР
Е.Л. Марон, руководитель ОДОД «Мозаика»
презентация к выступлению (25,6 Мбайт)
Анализ деятельности лицея в 2005-2008 годы
Содержание
- Результативность педагогической деятельности лицея
- Высокое качество результатов обучения и воспитания
- Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в образовательном процессе.
- Обеспечение доступности качественного образования
- Продуктивность реализации Программы развития лицея
- Создание условий для сохранения здоровья обучающихся
- Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению
- Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса
- Участие в районных, региональных, федеральных конкурсах и фестивалях
- Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования
- УЧЕБНАЯ РАБОТА
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
- МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Результативность педагогической деятельности лицея
Достижения коллектива лицея
- является победителем
- городского конкурса педагогического мастерства (1995),
- конкурса «Школа года России» (1999),
- трех Всероссийских конкурсов – воспитательных систем (2001), моделей ученического самоуправления (2004), организации воспитательного процесса в школе (2006),
- удостоен почетных знаков Государственной Думы РФ, Российской Академии Образования, Института образовательной политики «Эврика» «Знак качества образования» (2003),
- имеет почетный знак Государственной Думы РФ, Российской Академии Образования, Института образовательной политики «Эврика» «Школа года» (2005),
- дважды - в 2007 и 2008 годах - лицей становился победителем конкурса образовательных учреждений, реализующих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО.
1. Высокое качество результатов обучения и воспитания
1.1. Высокий уровень образования подтверждается результатами итоговой аттестации
(прежде всего ЕГЭ по русскому языку и информатике), участием в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах и конференциях.
Результативность учащихся при сдаче ЕГЭ
2005 год: ЕГЭ по русскому языку
Третье место в районе | По лицею | |
% учащихся, получивших «4» и «5» | 79 | |
% учащихся, получивших «2» | 0 |
2006 год: ЕГЭ по русскому языку
Сравнительные данные | По городу | По району | По лицею |
% учащихся, получивших «4» и «5» | 59.48 | 51.63 | 70.0 |
Средний балл | 52,5 | 53,7 | 55,5 |
2007 год: ЕГЭ по русскому языку
Сравнительные данные | По городу | По району | По лицею |
% учащихся, получивших «4» и «5» | 59.45 | 52.28 | 73.0 |
Средний балл | 52.35 | 52.8 | 54.5 |
2008 год: ЕГЭ по русскому языку
Сравнительные данные | По городу | По району | По лицею |
% учащихся, получивших «4» и «5» | 41,75 | 55 | 69,33 |
Средний балл | 57,86 | 58,92 | 61,88 |
2007 год: ЕГЭ по выбору учащихся
Средняя отметка
Сравнительные данные | По городу | По району | По лицею |
Информатика | 3.81 | 3.59 | 4.5 |
История | 3.52 | 3.34 | 4.0 |
Английский язык | 4.02 | 3.48 | 4.0 |
2008 год: ЕГЭ по выбору учащихся
Средний балл
Сравнительные данные | По городу | По району | По лицею |
Информатика | 49,89 | 57,88 | 62 |
История | 51,59 | 51,47 | 62 |
Английский язык | 56,89 | 68,33 | 60 |
1.2. Инновационный характер образовательного процесса обеспечивает выполнение стоящих перед лицеем задач в сфере урочной и внеурочной деятельности. Результат выражается в снижении количества неуспевающих учащихся, повышении мотивации к учению, проявляющейся в успехах учащихся в исследовательской и проектной деятельности, повышении ИКТ-компетентности школьников.
1.3. Созданная система организации учебно-воспитательного процесса в лицее способствует расширению сферы самореализации ребенка, а, значит, и развитию индивидуальности.
Расширение сфер самореализации учащихся лицея
2005/2006 | 2006/2007 | 2008/2009 | |
Отличники | 18 | 21 | 23 |
Победители предметных олимпиад, поисковых игр, дипломанты конференций | 94 | 115 | 165 |
Победители конкурсов (школьных, районных, городских) | 101 | 121 | 112 |
Победители спортивных соревнований | 9 | 15 | 10 |
Активная работа в органах школьного самоуправления | 174 | 179 | 175 |
Активная работа в классном самоуправлении | 89 | 93 | 96 |
ИТОГО (чел) | 485 | 544 | 581 |
в % от общей численности учащихся | 68,3% | 78% | 84,08 |
2. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в образовательном процессе.
2.1. Использование ИКТ открыло новые дидактические возможности урока, связанные с визуализацией материала, его «оживлением». Использование информационных технологий сделало процесс обучения более интересным, повысило мотивацию учащихся.
2.2. Во внеурочной деятельности ИКТ послужили основой для метода проектов, для самостоятельной учебно-исследовательской, издательской деятельности учащихся, способствовали реализации их творческого потенциала, активизации познавательной деятельности
Мероприятия, свидетельствующие о повышении информационной культуры субъектов образовательного процесса в 2007 и 2008 годах
Мероприятие | Организаторы | Результат | Истоки успеха |
Конкурс методических разработок 2007 год | Национальный фонд подготовки кадров Институт новых технологий |
Диплом за применение ИКТ в учебно-образовательном процессе На Российском образовательном портале размещены проекты учащихся и педагогов лицея «Музей литературных героев», «Ленинград: подвиг духа», «По ком звонит колокол», др. материалы школьного сайта |
Сотрудничество, сотворчество, содружество учащихся и педагогов лицея; интерес к проектной деятельности; ИКТ-компетентность |
Компьютерная Интернет-олимпиада школьников Санкт-Петербурга 2007 год | Комитет по образованию Санкт-Петербурга Совет ректоров вузов С-Петербурга |
Диплом за лучший результат на олимпиаде | ИКТ-умения |
IX конкурс старшеклассников «Издательская деятельность в школе» Тема конкурса «Лица Петербурга» |
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Российский книжный Союз С-З Институт печати |
II командное место II место в номинации «сайт» III место в номинации «дайджест» II место в номинации «буклет и плакат» |
ИКТ-умения, возможности самореализации |
X конкурс старшеклассников «Издательская деятельность в школе» Тема конкурса «Формула чтения» |
Комитет по образованию Санкт-Петербурга Российский книжный Союз С-З Институт печати |
I командное место III место в номинации «сайт» II место в номинации «дайджест» I место в номинации «буклет и плакат» |
ИКТ-умения, возможности самореализации |
2.3. Учителя получили существенную информационную поддержку урока: создание собственного электронного портфолио, обмен готовыми материалами и компьютерными уроками, возможность использования интерактивных программных продуктов, что существенно повышает заинтересованность учителя в дальнейшем освоении и использовании инновационных технологий
Педагоги лицея активно используют информационные технологии как на всех ступенях образовательного процесса, так и во внеурочной деятельности.
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Уроки, проводимые учителями-предметниками в компьютерных классах (уроки с компьютерным сопровождением) | 21% | 24% | 24% | 35% |
Информационно-поисковые игры | 60% | 80% | 85% | 85% |
Руководство проектами | 40% | 50% | 60% | 60% |
Создание учителями собственных информационных ресурсов, поддерживающих образовательный процесс (уч. презентации, сайты) | - | 5% | 30% | 40% |
Уроки с использованием интерактивных программных продуктов | - | 5% | 30% | 60% |
Уроки и внеурочные мероприятия с использованием электронной доски | - | - | 5% | 40% |
Доля педагогов, прошедших подготовку в области использования современных информационных технологий, в соответствии со ступенями образования:
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | |
Начальная школа | - | 16,8 | 33,3 | 95 |
Основная и средняя школа | 6,8 | 9,6 | 38,0 | 91 |
Распределение средств государственной поддержки, полученных в 2007 году на информатизацию образовательного процесса
№ п/п | кабинет | компьютер | интерактивная доска | мультимедийный проектор | экран | Количество педагогов, работающих в кабинете | Загрузка кабинета в неделю (час) |
1 | информатики №1 | 1 | 1 | 4 | 35 | ||
2 | информатика №2 | 1 | 1 | 2 | 35 | ||
3 | Информатика №3 | 1 | 2 | 35 | |||
4 | ТСО | 1 | 1 | 7 | 35 | ||
5 | физики №1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 35 | |
6 | физики №2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 35 | |
7 | биологии | 1 | 1 | 1 | 4 | 35 | |
8 | русского языка и литературы | 1 | 1 | 1 | 5 | 35 | |
9 | кабинет 8б класса | 1 | 1 | 8 | 35 | ||
10 | английского языка | 1 | 1 | 1 | 6 | 35 | |
11 | химии | 1 | 1 | 1 | 3 | 35 | |
12 | истории | 1 | 1 | 1 | 6 | 35 | |
13 | начальная школа | 1 | 1 | 1 | 2 | 20 | |
14 | начальная школа | 1 | 1 | 1 | 2 | 20 | |
15 | трудового обучения | 1 | 2 | 30 | |||
16 | ОБЖ | 1 | 2 | 20 | |||
12 | 5 | 11 | 10 | 62 |
3. Обеспечение доступности качественного образования
Данные о наборе в 1-е классы
Контингент | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | 2008/2009 |
Проживает в микрорайоне | 19 | 17 | 18 | 36 |
Набрано в 1 класс | 43 | 56 | 90 | 74 |
Данные набора свидетельствуют о том, что лицей пользуется популярностью как образовательное учреждение, дающее высокий уровень образования, соответствующего современным требованиям.
Данные о переходе учащихся из начальной школы в основную, из основной в среднюю
Контингент | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 |
Закончили 4 класс | 47 | 59 | 53 |
Поступили в 5 класс | 55 | 78 | 53 |
Отсев учащихся при переходе с первой ступени образования на вторую отсутствует.
Контингент | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 |
Закончили 9 класс | 113 | 107 | 78 |
Поступили в 10 класс | 77 | 86 | 70 |
Соотношение прибытия и выбытия в ОУ
Контингент | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 |
Прибыло | 47 | 68 | 35 |
Убыло | 34 | 34 | 33 |
Причины выбытия: | |||
смена места жительства | 26 | 21 | 20 |
изменение образовательной программы | 8 | 13 | 13 |
В последние годы наметилась стойкая тенденция к уменьшению числа учащихся, оставляющих лицей по причине смены образовательной программы, что свидетельствует о возможности ОУ удовлетворять разнообразные интересы детей и профессиональные планы семьи.
4. Продуктивность реализации Программы развития лицея
Подтверждена гипотеза опытно-экспериментальной работы, задачи, поставленные в ходе реализации Программы развития лицея на 2005-2007годы, выполнены:
4.1. В лицее созданы широкие возможности для позитивной самореализации учащихся, что проявляется в наличии широкого спектра альтернативных образовательных форм и видов социальной практики учащихся. Созданы необходимые условия для развития у субъектов образовательного процесса ИКТ-компетенций.
4.2. Отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе, что становится стимулом для развития их индивидуальности.
4.3. Через организацию совместной проектно-исследовательской деятельности учителей и учащихся в лицее создана особая атмосфера творческого сотрудничества
С 2008 года лицей является экспериментальной площадкой Красносельского района Санкт-Петербурга, реализуя проект «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала внеурочной работы» (2007 – 2010).5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления
Демократический уклад жизни лицея проявляется в наличии органов самоуправления, школьного законодательства, разрабатываемого всеми субъектами образовательного процесса, диалогичном стиле взаимодействия и свидетельствует о принципиальной открытости школы.
Повысилась общественная активность родителей учащихся, которые становятся активными участниками образовательного процесса. Формируется Попечительский совет лицея.
Коллектив лицея вовлечен в деятельность по самооценке, которая осуществляется по девяти критериям, характеризующим различные сферы жизни ОУ и результаты его работы. Опыт деятельности по самооценке высоко оценен профессиональным сообществом, лицею вручен сертификат, подтверждающий положительную оценку этого опыта в рамках международного российско-финского проекта. С 2007 года лицей является координатором работы школ Красносельского района по проекту РОС «Самооценка деятельности образовательного учреждения».
5. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся
Направления деятельности | Мероприятия | Формы представления | Дата проведения |
Воспитание отношения к здоровому образу жизни как ценности | 1. В рамках внеурочной работы на выездном погружении учащихся в ЗЦ ГДТЮ « Зеркальный» реализован целостный многоаспектный проект «Формирование навыков здорового образа жизни» (физическая активность, гигиена зрения, борьба со стрессом) | проекты выполнены в форме презентаций, представлены ученикам лицея, показаны на конкурсах, где получили высокую оценку жюри | 2006/2007г. |
2. В рамках передач лицейского радио – цикл передач «Личная безопасность школьника», «Ты и твое здоровье» | еженедельные радиопередачи | постоянно | |
3. Деятельность лицейской Школы безопасности: регулярный выпуск информационных листков | информационные листки для каждого класса | постоянно | |
3. В рамках ЦДО «Мозаика» работают спортивные секции, туристический клуб | спортивные секции работают по субботам | постоянно | |
4. Создана эстетически полноценная среда: учащиеся и педагоги имеют возможность во время перемен, после занятий отдохнуть в зимнем саду и школьной галерее | в школьной галерее регулярно организуются выставки, концерты, встречи с музыкантами | постоянно | |
5. Дни здоровья | выездные мероприятия | ежегодно 3 р. в год | |
6. Здоровьесберегающие минутки для учащихся 1-5 классов в течение дня | организуются педагогами и старшеклассниками | ежедневно | |
Формирование антинаркогенных установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни, поиск новых действенных форм работы по профилактике всех видов зависимостей | 1. В рамках «Клуба интересных встреч» - встречи с экологами, врачами («Компьютерная зависимость», «Проблемы наркомании», «Экология северной столицы») | организуются Советом клуба | ежегодно |
2. Школьный месячник «Скажем наркотикам: «НЕТ!» | организуется Думой лицея | 2005/2006 г. | |
3. Городской конкурс «Мы выбираем…» (жизнь без наркотиков) | 2007 – диплом 2 степени за спецвыпуск газеты «Из жизни пчел» | 2006/2007 г. | |
4. Конкурс «Класс, свободный от курения» | класс-победитель награждается спортивным инвентарем | 2006/2007 | |
Популяризация спорта | Организация и проведение массовых спортивных праздников: Всероссийский чемпионат по боксу на приз О.Саитова Южнобережные олимпийские игры |
участвуют ученики других образовательных учреждений – района, города, России, Ближнего Зарубежья | ежегодно |
6. Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к учреждению
Созданию положительного имиджа лицея способствуют:
- возможности для позитивной самореализации в учебе, спорте, творчестве, самоуправлении и пр.;
- система дополнительного образования, реализующая свыше 40 программ разнообразной направленности;
- сложившаяся система творческих контактов лицея с различными организациями и учреждениями, в том числе творческими союзами (художниками, музыкантами, писателями);
- социально благополучная атмосфера в лицее;
- культуросообразная школьная среда;
- развитая воспитательная система, ориентированная на формирование социально успешной личности;
- формирование здоровьесберегающего образовательного пространства.
7. Обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса
В лицее созданы условия, обеспечивающие безопасность учащихся:
- осуществляется охрана (турникет и пост дежурного при входе во внутренний двор, пост в вестибюле, камеры наблюдения по этажам);
- установлена «тревожная кнопка»;
- произведена замена напольного покрытия во всем школьном здании на менее травмоопасное;
- в игровой форме осуществляется формирование у учащихся навыков безопасного поведения (авторские игры, ориентированные на спокойное перемещение учащихся по зданию).
Внешние оценки, в частности выводы инспекции по охране труда и технике безопасности, органов пожарной безопасности и Роспотребнадзора, подтверждают безопасность школьной среды для детей и взрослых.
8. Участие в районных, региональных, федеральных конкурсах и фестивалях
Идеология лицея ориентирована на расширение сфер позитивной самореализации всех участников образовательного процесса, следовательно, участие лицеистов и педагогов в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях, связанное с публичной оценкой их достижений, является важнейшим направлением деятельности лицея.
Педагоги имеют возможность реализовать свой творческий потенциал и транслировать инновационный опыт в рамках деятельности Ресурсного центра «Образование +».
Лицеисты участвуют не только в традиционных предметных олимпиадах, но и в альтернативных конкурсах, в частности, по настольно-издательской деятельности, в интернет-олимпиадах, в вузовских олимпиадах.
Участие лицеистов в районных, городских, федеральных и международных предметных олимпиадах, конкурсах, форумах, конференциях
2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | |||||
участники | победители | участники | победители | участники | победители | участники | победители | |
Районные олимпиады | 25 | 13 | 27 | 12 | 26 | 7 | 33 | 12 |
Городские олимпиады | 18 | 15 | 21 | 9 | 7 | 4 | 23 | 15 |
Федеральные олимпиады | 5 | 5 | 33 | 33 | 51 | 11 | 56 | 11 |
Международные олимпиады, конференции | 25 | 25 | 195 | 59 | 219 | 70 | 225 | 72 |
9. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования
В лицее созданы все условия для дополнительного образования детей. Работает отделение дополнительного образования учащихся «Мозаика», где реализуется более 40 программ различной направленности – спортивной, творческой, технической. Школьники активно участвуют во внеурочной проектной деятельности, играх, творческих конкурсах.
Удовлетворенность учащихся своими отношениями и ролью в коллективе
УЧЕБНАЯ РАБОТА
Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения
К. Д. Ушинский
Цель - создание оптимальных условий обучения и развития для всех учащихся лицея.
Общие сведения об успеваемости и качестве знаний учащихся
В динамике за последние 5 лет результаты выглядят следующим образом:
Учебный год | % успеваемости | Закончили 11 класс | Закончили 9 класс с отличием | |||||
с золотой медалью | с серебряной медалью | |||||||
9 кл. | 11 кл. | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
2003-2004 | 100 | 99 | 1 | 0,93 | 3 | 2,8 | 2 | 1,6 |
2004-2005 | 100 | 100 | - | 0 | 1 | 1,0 | 1 | 0,8 |
2005-2006 | 100 | 100 | 1 | 1 | 5 | 5 | 2 | 1,8 |
2007-2008 | 93 | 99 | 1 | 1,3 | 3 | 4 | 1 | 1,3 |
Учебный год | Успеваемость / качество знаний (в %) | |||||
1-4 классы | 5-9 классы | 9 класс | 10-11 классы | 11 класс | 1-11 классы | |
2003-2004 | 99,3/67 | 98/25,4 | 100/26 | 98/17 | 99/22,4 | 98/28 |
2004-2005 | 100/64 | 99/26 | 100/17,7 | 95,7/24 | 100/30 | 98,6/28,5 |
2005-2006 | 99,5/46,7 | 99,8/32 | 100/28 | 97/25,5 | 100/31 | 98,7/34,7 |
2006-2007 | 100/52,8 | 99/28,5 | 100/21,5 | 96/16 | 100/9 | 98,8/32,5 |
2007-2008 | 100/59,3 | 98,6/38 | 95/25,6 | 92,5/24,7 | 98,7/32,4 | 97,3/33,6 |
Показателями, свидетельствующими об индивидуальной направленности образовательного процесса, успешной реализации идей педагогики выбора, являются следующие.
1. Работа со слабоуспевающими учащимися.
Поддержка слабоуспевающих учащихся осуществлялась в традиционно сложившихся формах (система коррекционных занятий, финансируемых из внебюджетных средств лицея, которые проводились педагогами - предметниками по классам; формирование хозрасчетных коррекционных групп по запросам нуждающихся в дополнительных занятиях). Вариативная система коррекционных занятий является гарантией того, что каждый нуждающийся ученик получает коррекционную поддержку в наиболее предпочтительных для себя формах.
В 2006-2007 учебном году наряду с привычными формами коррекционной работы была опробована новая форма – «Школа индивидуального контроля», в ее задачи входило:
- профилактическая работа по предупреждению второгодничества;
- выявление учащихся, требующих повышенного педагогического контроля и помощи в освоении программного материала;
- организация и планирование работы с учащимися «группы риска»;
- составление индивидуальной карты учащегося «Рубикон».
Эта работа дала свои позитивные результаты. Динамика количества учащихся с отложенным и условным переводом такова:
Учебный год | Кол-во уч-ся | Учебный год | Кол-во уч-ся |
1999/2000 | 28 | 2005/2006 | 7 (в т.ч. 6 чел. - ст. школа) |
2000/2001 | 14 | 2006/2007 | 6 (ст.школа) |
2001/2002 | 7 | 2007/2008 | 6(ст.школа) |
2002/2003 | 13 |
2. Промежуточная аттестация учащихся. Важнейшим звеном учебной работы лицея является организация промежуточной аттестации учащихся в переводных классах.
В качестве предмета, стоявшего на контроле в лицее в 2005-2006 учебном году, была выбрана математика, поскольку это обязательный предмет на итоговой аттестации учащихся за курс основной и средней школы.
В качестве предметов, стоявших на контроле в лицее в 2006-2007 учебном году, были выбраны математика и русский язык в 1-х-6-х классах, поскольку эти предметы являются основой для успешного обучения, способствуют формированию базовых информационно-коммуникативных и мыслительных умений. В 7-х-8-х и 10-х классах на контроле стояли физика и информатика как базовые предметы специализации в лицее.
В качестве предметов, стоявших на контроле в лицее в 2007-2008 учебном году, были по-прежнему выбраны математика и русский язык в 1-х-6-х классах. В 7-х классах на контроле стояли русских язык и информатика, а в 8-х и 10-х классах - алгебра и информатика как базовые предметы специализации в лицее.
Выявляемый промежуточной аттестацией уровень знаний учащихся по информатике в ЛИКТе достаточно высок. Формы аттестации учащихся по информатике могут быть разными: защита проекта и контрольная работа. Аттестация показала, что выше уровень знаний в тех классах, где учащиеся проходили аттестацию в проектной форме, что объективно обусловлено высокой мотивацией учащихся, которая достигается в ходе организации проектной деятельности.
В течение двух последних лет в лицее была опробована система диагностических работ надпредметного содержания, позволяющая оценивать уровень сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся – в соответствии со специализацией обучения в лицее.
3. Итоговая аттестация учащихся
Формы проведения итоговой аттестации учащихся 11-х классов и фактические результаты.
Предмет | Форма | Кол-во уч-ся | Качество знаний в % | ||||
2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 2007/ 2008 | 2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 2007/ 2008 | ||
литература | собеседование | 3 | 3 | - | 100% | 100% | - |
устно по билетам | 67 | 74 | 66 | 33% | 27% | 53% | |
защита рефератов | 32 | 22 | 10 | 100% | 100% | 100% | |
русский язык | ЕГЭ | 102 | 99 | 76 | 67% | 73% | 69% |
алгебра и начала анализа | письменно | 102 | 99 | 76 | 61% | 43% | 53% |
История России | ЕГЭ | 5 | 1 | 1 | 25% | 100% | 100% |
Всеобщая история | устно по билетам | - | - | 1 | 100% | ||
ОБЖ | устно по билетам | 48 | 64 | - | 91% | 75% | - |
защита рефератов | 5 | 2 | - | 100% | 50% | ||
Химия | устно по билетам | 5 | 6 | 8 | 100% | 67% | 78% |
защита рефератов | 1 | 100% | |||||
Английский язык | ЕГЭ | 14 | 11 | 3 | 78,5% | 55% | 67% |
экономика | защита рефератов | 9 | 6 | 20 | 77% | 83% | 100% |
устно по билетам | 18 | 81% | |||||
Информатика | ЕГЭ | 5 | 5 | 11 | 25% | 80% | 73% |
Физкультура | устно по билетам + практическая часть | 18 | 17 | 21 | 87% | 88% | 86% |
Физика | устно по билетам | 2 | 3 | 100% | 67% | ||
защита рефератов | 1 | 100% | |||||
Обществознание | устно по билетам | 42 | 66 | 53 | 65% | 66% | 67% |
защита рефератов | 1 | 3 | 4 | 100% | 100% | 100% | |
собеседование | 8 | 100% | |||||
Биология | ЕГЭ | 9 | 2 | 44% | 50% | ||
География | устно по билетам | 8 | 81% | ||||
Технология | защита рефератов | 15 | 100% | ||||
Геометрия | устно по билетам | 9 | 100% |
В течение последних трех лет успеваемость на обязательных экзаменах и экзаменах по выбору за курс средней (полной) школы в лицее № 590 была 100%.
Причины достаточно высоких результатов аттестации заключаются в следующем:
- заинтересованность выпускников в учебе как залог успешного продолжения образования;
- качественная работа учителей как в течение ряда лет обучения своих учеников, так и при подготовке к экзаменам, в том числе целенаправленная работа по подготовке учащихся к экзаменам в форме и по материалам ЕГЭ;
- эффективное использование часов на индивидуальную и групповую работу с учащимися;
- посещение учениками курсов в различных учебных заведениях.
Результаты ЕГЭ по русскому языку остаются стабильно высокими, учащиеся лицея показывают балл выше среднего по Петербургу и один из самых высоких в районе. В 2008 году ситуация значительно улучшилась по другим предметам (в формате ЕГЭ): по информатике, истории, английскому языку выпускники продемонстрировали достаточно высокое качество знаний. Улучшение результатов экзаменов в форме ЕГЭ связано с эффективной работой в течение всего учебного года в параллели 11-х классов подготовительных групп и проведением пробных экзаменов в формате ЕГЭ.
В 2007-2008 учебном году учащиеся массово защищали рефераты по литературе, экономике, обществознанию. Качество работ по всем предметам было очень высоким как с точки зрения содержания, так и с точки зрения оформления, что является результатом целенаправленной работы методической службы лицея, разработавшей методические рекомендации для работы учащихся над рефератом.
Формы проведения итоговой аттестации учащихся 9-х классов и фактические результаты
2006-2007 учебный год
Предмет | Форма | Кол-во уч-ся | Успеваем. в % | Качество знаний в % |
русский язык | изложение | 107 | 100% | |
алгебра | письменно | 107 | 100% | |
биология | устно по билетам | 17 | 100% | 88% |
биология | Защита реферата | 2 | 100% | 100% |
англ. язык | устно по билетам | 3 | 100% | 67% |
обществознание | устно по билетам | 46 | 100% | 69% |
химия | устно по билетам | 19 | 100% | 100% |
химия | Защита реферата | 1 | 100% | 100% |
история и культура СПб | устно по билетам | 8 | 100% | 63% |
история и культура СПб | Защита реферата | 5 | 100% | 80% |
ОБЖ | устно по билетам | 57 | 100% | 70% |
география | устно по билетам | 5 | 100% | 80% |
история России | устно по билетам | 1 | 100% | 0% |
история России | защита реферата | 3 | 100% | 100% |
всеобщая история | защита реферата | 1 | 100% | 100% |
физкультура | устно по билетам | 18 | 100% | 100% |
физкультура | практическая часть | 18 | 100% | 100% |
литература | устно по билетам | 12 | 100% | 100% |
физика | устно по билетам | 1 | 100% | 0% |
2007-2008 учебный год
Результаты письменных экзаменов:
предмет | Русский язык | Алгебра | ||||
Форма: | Кол-во учащихся, сдававших экзамен | Средний балл годовой отметки по предмету | Средний балл по результатам экзамена | Кол-во учащихся, сдававших экзамен | Средний балл годовой отметки по предмету | Средний балл по результатам экзамена |
в традиционной форме | 78 | 3,42 | 3,66 | 53 | 3,32 | 3,52 |
в рамках ОСОКО | 0 | 25 | 3,28 | 3,52 |
Результаты экзаменов по выбору:
Предметы по выбору учащихся | Общее количество учащихся, сдававших экзамен | Форма сдачи экзамена | Количество учащихся, сдававших экзамен в указанной форме | Ср. балл по предмету в указанной форме сдачи экзамена | Средний балл по предмету | Качество знаний в % |
Физика | 5 | Защита реферата | 2 | 5 | 5 | 100% |
Устно по билетам | 3 | 5 | ||||
Литература | 11 | Устно по билетам | 11 | 3,9 | 3,9 | 81% |
География | 5 | Устно по билетам | 5 | 3,6 | 3,6 | 60% |
Обществознание | 31 | Устно по билетам | 31 | 3,87 | 3,87 | 64,5% |
Английский язык | 14 | Устно по билетам | 14 | 3,92 | 3,92 | 78,5% |
Химия | 3 | Устно по билетам | 3 | 5 | 5 | 100% |
Черчение | 10 | Устно по билетам | 10 | 4,9 | 4,9 | 100% |
Биология | 34 | Устно по билетам | 34 | 4,14 | 4,14 | 85% |
ОБЖ | 23 | Устно по билетам | 23 | 4,4 | 4,4 | 82% |
История России | 3 | Защита реферата | 3 | 4,6 | 4,6 | 100% |
История и культура Санкт-Петербурга | 2 | Устно по билетам | 2 | 4,5 | 4,5 | 100% |
Информатика и ИКТ | 3 | Защита реферата | 1 | 5 | 4,3 | 100% |
Устно по билетам | 2 | 4 |
Как видно из таблиц, результаты итоговой аттестации выпускников 9-ого класса в целом высокие.
Невысокое качество знаний на экзамене по алгебре в 2008 г. объясняется тем, что
- ученики 9 класса сдавали экзамен по алгебре в новой для них форме ОСОКО, и не все оказались способны в течение одного учебного года подготовиться к подобной форме итоговой проверки качества знаний;
- учителя математики не смогли построить максимально эффективную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
Комплекс планируемых мероприятий
- по обобщению и распространению опыта работы преподавателей, показавших высокие результаты:
- проведение тематических заседаний кафедр и педагогического совета учреждения по анализу результатов итоговой аттестации;
- проведение тематических заседаний кафедр с представлением опыта подготовки учащихся к экзаменам (организация повторения, система контроля, практика проведения предэкзаменационных консультаций в нетрадиционных формах – групповая работа на консультациях, взаимное рецензирование ответов);
- разработка памяток по подготовке учащихся к экзаменам;
- использование предэкзаменационных тренингов для учащихся (психологическая подготовка, способствующая снятию экзаменационного стресса);
- популяризация в педагогическом коллективе психологического материала, связанного с психологическим настроем учеников.
- по устранению причин, вызвавших низкие результаты:
- усиление контроля со стороны учителей-предметников, классных руководителей за качеством работы учащихся в течение учебного года и постоянной связи с родителями, проведение тематических заседаний кафедр по анализу результатов итоговой аттестации;
- разработка памяток по подготовке учащихся к экзаменам;
- проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие интереса и формирование устойчивой мотивации к чтению;
- использование предэкзаменационных тренингов для учащихся (психологическая подготовка, способствующая снятию экзаменационного стресса);
- целенаправленная подготовка учащихся к сдаче экзаменов по алгебре и русскому языку в форме ОСОКО.
4. Работа службы самоподготовки. Действенной и активной является деятельность службы самоподготовки. На часах самоподготовки учащиеся работали над проектами (консультации проводились педагогами – руководителями проектных групп), учебно-исследовательскими работами, выполняли творческие домашние задания, работали с образовательными ресурсами Интернет и цифровыми образовательными ресурсами.
Педагоги имели возможность доступа в ИНТЕРНЕТ для подготовки материалов к урокам. В режиме самоподготовки в 2005-2006, 2006-2007 учебном году работали три кабинета информатики, в 2007-2008 – четыре кабинета.
5. Альтернативные формы образования. Постоянно велась работа по освоению альтернативных форм образовательной деятельности – информационно-поисковых игр, проектов, погружений.
Организована работа ряда проектных групп на базе информационных технологий для учащихся 7-11 классов по предметам всех циклов (история, литература, история и культура СПб, английский язык, география, химия, математика, физика, биология), а также на межпредметном и надпредметном материале («Школьный сайт», «Журнал «Отражение», «Газета «Из жизни пчел», «Формула чтения», «Реклама книги», «Школьные мультики» и пр.). Необходимо констатировать, что круг учителей и учащихся, вовлеченных в эту деятельность, расширяется с каждым годом.
Учащиеся в рамках работы проектных групп выполняют следующие виды деятельности:
- поиск и обработка информации, создание электронного ресурса, защита проекта;
- моделирование физических и химических процессов;
- написание и защита творческих работ, участие в представительных научных конференциях, публикация тезисов.
В ходе проектной работы учащиеся – старшеклассники освоили методы работы в INTERNET, методы подготовки презентаций и WEB-страниц по учебным предметам – специальных компьютерных сюжетов по конкретным темам школьных курсов, которыми учащиеся могут воспользоваться самостоятельно для освоения учебного материала, методы создания интерактивных моделей. Такая деятельность позволяет решать многообразные учебные и развивающие задачи: расширяет пользовательские навыки ученика, учит его самостоятельно работать с информацией, выбирать главное и второстепенное, структурировать материал, создавать целостную, а не фрагментарную картину знания по определенным темам. Кроме того, подобная работа способствует развитию художественно-эстетических представлений учащихся, т.к. ученику самостоятельно приходится формировать видеоряд, звуковое сопровождение, отбирать различные эффекты и пр.
Интересные работы, сделанные совместно педагогами и учащимися, были представлены в рамках общелицейского конкурса «Содружество. Сотрудничество. Сотворчество». 30 учителей-предметников создавали совместно с учащимися презентации и сайты для использования на уроках, посвященных конкретным темам школьного курса. Особенно следует отметить активность кафедры английского языка, учителей химии, географии, биологии, физики, истории и культуры Санкт-Петербурга.
Учителями, имеющими опыт работы в проектных группах, велась работа по пропаганде этой формы учебной деятельности. Одной из самых действенных и серьезных форм в этом направлении деятельности стала работа на базе лицея в течение трех лет секции международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития». В ходе конференции учащиеся имели возможность представить свои работы, рассказать об их идеологии, о процессе создания. Особенно важным было то, что в рамках конференции в 2006-2007 и 2007-2008 работала секция педагогов, представивших свои проектные работы, которые были подготовлены ими и самостоятельно, и в содружестве с учениками.
Высокий уровень большинства проектов подтвержден также независимой оценкой, которая была дана в ходе их представления на городских конкурсах, в т.ч. городских «Настольно-издательская деятельность в школе», «О времени и о себе» и во Всероссийском конкурсе школьных изданий, где все работы были высоко оценены жюри и получили дипломы.
Особого внимания заслуживает организация проектной деятельности в рамках международного сотрудничества лицея. Под руководством учителя английского языка в 2007-2008 качественно отработала проектная группа учащихся 9-10-х классов, создавшая совместно с немецкими школьниками интересный проект. Работа ориентирована не только на формирование информационных умений, но решающая серьезные коммуникативные задачи кросскультурного характера, обязательно должна быть продолжена.
Активно используются в образовательном процессе информационно-поисковые игры. Их цель – в игровой деятельности смоделировать и отрефлексировать продуктивные пути поиска и анализа информации. К 2008 году в лицее появилась копилка сценариев информационно-поисковых игр, материалы которой нуждаются в дальнейшей обработке и обобщении.
Системно проводится работа по диагностике информационных умений учащихся. Дважды в течение учебного года – в конце 1 полугодия и в конце второго полугодия в большинстве классов проходят работы по диагностике информационно-коммуникативных умений учащихся на предметном содержании.
6. Работа с одаренными учащимися
Ежегодно ученики школы становятся победителями предметных олимпиад районного и городского уровня, десятки получили дипломы престижных научных конференций «Ученые будущего», «Ученые XXI века», «Сахаровские чтения», «Интеллектуальное возрождение Санкт-Петербурга», «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития» и пр. Проектные работы выпускников получали поощрительные призы в федеральном конкурсе «Заявка на успех», проводившемся издательством «Кирилл и Мефодий» совместно с корпорацией «Майкрософт».
Трижды (2006,2007 и 2008 гг.)) команда лицея становилась победителем (1 и 2 места во всех номинациях) в городском конкурсе «Настольно-издательская деятельность в школе».
Ежегодно учащиеся успешно выступают в международных интеллектуальных играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», занимая призовые места.
График проведения олимпиад, предметных игр и конференций и результаты участия в них учащихся лицея регулярно отслеживаются, в лицейских СМИ представляются учащиеся, добившиеся творческих успехов, что имеет серьезный мотивирующий характер.
По опросам выпускников, около 90% из них считают, что смогли определить для себя в стенах лицея путь продолжения образования и получить уровень подготовки, достаточный для реализации своего индивидуального потенциала.
Таким образом, задачи, поставленные перед коллективом школы в сфере учебной деятельности в 2005-2008 гг., в основном выполнены и получен ожидаемый результат, выразившийся в снижении количества неуспевающих учащихся, и повышении мотивации к учению, проявляющемуся в успехах учащихся в исследовательской деятельности и в самообразовании.
Существует и ряд нерешенных проблем в сфере учебной деятельности, которые в основном связаны с поиском форм и методов, способствующих стимулированию самостоятельной образовательной активности учащихся. Кроме того, серьезно стоит проблема создания единого диагностического пакета по кафедрам для адекватной оценки уровня сформированности информационно-коммуникативных умений учащихся, что необходимо в целях решения проблем преемственности и соблюдения единых требований к учащимся.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье
Демокрит
Цель – создание условий для развития индивидуальности учащихся во внеурочной деятельности, формирование социально успешной личности, способной к самоанализу, самовоспитанию, самореализации.
Ожидаемым результатом воспитательной работы является постоянное расширение поля возможностей для позитивной самореализации личности за счет открытия новых клубов, кружков, центров, детских фирм и секций различной направленности, создание новых традиций, внедрение новых форм воспитательной работы.
Особенностью воспитательной системы лицея является тесное взаимодействие кафедры воспитательной работы с ОДОД (отделением дополнительного образования детей). Взаимодействие осуществляется путем общего планирования и проведения мероприятий, составляющих ежегодный круговорот праздников и традиций. Взаимодействие проявляется также в том, что ряд детских творческих объединений, работающих в отделении дополнительного образования, одновременно являются структурами Школьного города, который существует в лицее в течение 17лет.
1. Реализация проекта «Наш город». Деятельность лицейского самоуправления.
Школьный город – это долгосрочный воспитательный проект, неоднократно становившейся победителем конкурсов воспитательных систем различного уровня.
Школьный город живет интересной, содержательной жизнью. Ежегодно проводится акция «Выборы», в результате которой формируется работоспособный, заинтересованный в улучшении жизни школьного города актив – Дума и правительство.
Бережно сохраняются и наполняются элементами нового содержания традиции лицея:
Годовой круг традиционных праздников и фестивалей
- «Здравствуй, лицей!» (1 сентября)
- Фестиваль «Лицейские звёзды» (октябрь – май)
- «День предприимчивых людей» (октябрь, декабрь, май)
- «День прививок от осенней хандры» (ноябрь)
- «Новогодний калейдоскоп» (декабрь)
- Традиционный праздник для ветеранов – блокадников «Не стареют душой ветераны» (январь)
- «Широкая масленица» (февраль)
- «Мы вам рады» (праздник для будущих первоклассников и их родителей» (февраль)
- «Аты-баты, шли солдаты» (февраль)
- Праздник в честь Прекрасных Дам (март)
- Спортивный праздник «Спортград встречает участников и гостей Южнобережных олимпийских игр» (март)
- «Веснушка встречает гостей» (март)
- «Прощай, азбука» (апрель)
- Праздник «День приколов и розыгрышей» (апрель)
- «День квартала» (май)
- «Не стареют душой ветераны» (праздник в честь участников Великой Отечественной войны) (май)
- Праздник Последнего школьного Звонка (май)
- Праздник «папа, мама, я – спортивная семья» (май)
Годовой круг традиций лицея
- Акция «Выборы» (выдвижение и регистрация кандидатов в губернаторы и депутаты Думы лицея, предвыборная кампания, ролевая игра «На избирательном участке», выборы).
- Церемония инаугурации Губернатора школьного города и вручение мандатов депутатам Думы лицея.
- Огонёк актива «Давайте познакомимся!»
- Вынос флага школьного города на все торжественные церемонии лицея.
- Исполнение гимна лицея на всех торжественных церемониях.
- Ежегодный конкурс на звание «Лицеист года».
- Принятие за особые заслуги перед лицеем в Почётные граждане лицея.
- Ежегодное проведение итоговой ученической конференции «Итоги. Проблемы. Задачи» (творческие отчёты Думы и правительства школьного города о работе за истекший год, награждение лучших активистов самоуправления).
- Ежегодное торжественное открытие ШАН (школьной Академии наук) (для нового набора слушателей Академии).
- Деятельность Клуба интересных встреч для разных категорий участников.
- Постоянно действующая акция «Старшие – младшим» (один раз в месяц).
- Работа школы актива «Пчелиный рой» (1 раз в триместр для всех групп актива).
- Постоянно действующая акция центра «Милосердие» «Чужого горя не бывает» (с 1994 года).
Ежегодно все жители школьного города под руководством центра «Милосердие» участвуют в благотворительных акциях: «Посылка солдату; «Тёплая снежинка»; «Рождественский марафон «От сердца к сердцу» «Не стареют душой ветераны» «Неделя добрых дел»
Продуктивно работает Издательский дом лицея. В 2006 году на Всероссийском конкурсе школьных изданий (заочный тур) – журнал «Отражение» назван в числе лауреатов. В 2008 году Издательский дом принял участие в семи конкурсах, форумах и фестивалях школьных изданий на районном, городском и всероссийском уровнях и был награждён 12 дипломами и грамотами.
Эффективно и творчески работает а в течение всего учебного года редакция школьного радио «На волне 5-9-0». В школьный эфир радиопередача выходила ежедневно. Ежегодно проводится 170 радиопередач.
Знакомить детей с культурной жизнью Санкт-Петербурга помогает собственное детское экскурсионное бюро. На лицейском автобусе учащиеся всех классов не менее 4-х раз в год посещают театры, выставочные залы, музеи города, другие достопримечательности Санкт-Петербурга и его пригородов.
Большая работа проводится Советом музея истории лицея. Ежегодно в музее лицея проводится более 20 выставок петербургских художников. Советом музея организуются круглые столы со всеми художниками, чьи произведения выставляются в галерее лицея. Все встречи записываются на видео и транслируются по кабельному ТВ района.
2. Деятельность центра дополнительного образования «Мозаика
В соответствии с лицензией ОДОД реализует следующие направления:
- социально-педагогическое
- физкультурно-спортивное;
- художественно-эстетическое;
- эколого-биологическое;
- туристско-краеведческое;
- научно-техническое;
- военно-патриотическое.
Количество групп, работающих в ОДОД– 45.
Распределение учащихся по возрастным категориям:
- 6/7 - 9/10 лет – 29%;
- 10/11 – 14/15 - 43%;
- 15/16 – 17/18 – 28%.
Во всех группах, работающих в ОДОД, контингент сохраняется до конца учебного года. Ни одна из групп не была закрыта.
Для выявления потребностей детей и родителей в направленностях дополнительного образования проводится анкетирование. Выявлено, что большой процент детей и родителей заинтересован в развитии спортивной и художественно-эстетической направленностей.
3. Спортивная работа. В лицее активно ведется спортивно-массовая работа, связанная с популяризацией спорта. Ежегодно проводятся массовые спортивные праздники (чемпионат по боксу и Южнобережные олимпийские игры), которые характеризуются массовым охватом детей всех возрастов.
4. Работа с учащимися, требующими повышенного педагогического контроля
Администрацией лицея была проведена работа по выявлению учащихся, состоящих в неформальных молодежных объединениях или группировках. Учащихся данной категории не выявлено.
Социальный педагог работает в постоянном контакте с методическим объединением классных руководителей. Ведется ежедневный контроль посещаемости учащихся. Родители незамедлительно ставятся в известность о прогулах школьных занятий их ребенком.
Лицей работает с ЦПМСС по следующим направлениям:
- формирование здорового образа жизни;
- выбор образовательного маршрута и преодоление затруднения в обучении;
- комплексная помощь в решении психоэмоциональных проблем детей и подростков.
Успешно ведется профориентационная работа. Лицей располагает данными о ПУ, колледжах, техникумах и других учебных заведениях, с некоторыми из них заключены договоры. В феврале месяце проведена встреча родителей с представителями ВУЗов. Информация о возможных вариантах продолжения образования доводится до учащихся на классных часах, в индивидуальных беседах; до родителей - на родительских собраниях, индивидуальных консультациях и с помощью информационного стенда. В апреле месяце распространены информационные справочники об учебных учреждениях города для выпускников и старшеклассников.
Поставленные в сфере воспитательной деятельности задачи можно считать, в основном, успешно реализованными.
В перспективе классным руководителям, социальному педагогу, педагогу – психологу необходимо продолжить работу по раннему выявлению учащихся с девиантным поведением. В целях своевременного принятия адекватных мер по предупреждению правонарушений и всех видов зависимостей следует продумать систему профилактических мероприятий.
Живя в многонациональном городе, необходимо большее внимание уделять формированию толерантности, применяя в этой деятельности современные инновационные формы воспитания учащихся. Следует продолжить работу с общественной организацией «Мир дома и ненасилия».
Классным руководителям 5-х -11-х классов необходимо продолжить работу по созданию воспитательной системы класса, что позволит повысить качество и эффективность воспитательной деятельности классного руководителя, усилить ценностно-смысловую направленность, технологичность и результативность его работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность
Эрих Фромм
Цель – планомерное и последовательное изучение личности ребенка, создающее условия для успешного взаимодействия в образовательной деятельности педагогов и учащихся, психологическое обеспечение опытно-экспериментальной работы.
Служба психологического сопровождения работает в тесном контакте с Советом воспитателей, социальным педагогом. В течение года ведется работа со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами). Основная работа службы направлена на индивидуальное сопровождение учащихся.
1. Служба психологического сопровождения.
- Профилактика педагогической запущенности (индивидуальные консультации для педагогов и родителей; повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений с детьми и т.п.).
- Выступления на родительских собраниях по психологическим вопросам, связанным с возрастными особенностями, с закономерностями детской психики, а также с целью ознакомления с результатами проведенной диагностики.
- Индивидуальные консультации с родителями учащихся, требующих повышенного педагогического контроля, по вопросам воспитания, индивидуальным особенностям детей, а также особенностей межличностных отношений между взрослыми и детьми.
- Тренинги групповой сплоченности и преодоления зависимого поведения.
2. Учебная работа.
В течение года проводятся уроки психического развития с учащимися 1-х - 4-х по программе «Тропинка к своему Я».
Для учащихся 5-х классов - развивающие занятия с элементами тренинга, которые способствовали формированию коллектива, умению разрешать конфликтные ситуации, развитию коммуникативных навыков. В 8-ых классах проводились тренинговые занятия по развитию толерантности; в 9 классах - занятия по формированию коммуникативных навыков, профилактике агрессии.
3. Диагностическая работа.
Регулярно с целью определения степени удовлетворенности участников образовательного процесса проводится опрос «Ваше мнение» среди родителей, учащихся, педагогов.
4. Работа с педагогами. Работа с педагогами по повышению их психологической культуры ведется в режиме индивидуального консультирования, в ходе заседаний ППК, Совета воспитателей, кафедр.
В целом можно говорить о достижении ожидаемых результатов в психологическом сопровождении образовательного процесса: активно шли учебно-тренинговые занятия с учащимися, через деятельность психолого-педагогического консилиума успешно решались организационно-педагогические проблемы, разрешались конфликтные ситуации в классах, налажена индивидуальная работа с «трудными», велась активная диагностико-исследовательская деятельность.
МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель
А. Дистервег
Цель – обеспечение педагогов адекватными формами и методами для решения образовательных задач, стоящих перед лицеем.
Результативность методической работы лицея подтверждают следующие показатели:
1. Повышение профессионального мастерства педагогов. Педагогические советы и семинары.
В течение учебного года в лицее проводятся тематические педагогические советы, проблемные семинары, один выездной семинар для педагогического коллектива и ряд масштабных открытых мероприятий районного, городского и международного уровня. Кроме того, педагоги лицея активно участвуют в конференциях, семинарах, круглых столах городского и федерального уровня.
Освоение новых видов деятельности педагогами лицея проходит в ходе работы по кафедрам, рабочим группам и индивидуального консультирования, осуществляемого методистами Ресурсного центра лицея. В режиме консультирования ведется работа с аттестующимися педагогами и с педагогами, готовящими открытые уроки, различные семинары, в иной форме представляющими свой профессиональный опыт.
В 2007 году в рамках сотрудничества с Центром информационных технологий СПбАППО были организованы специализированные курсы по обучению педагогов навыкам компьютерной грамотности с выдачей специализированных сертификатов о прохождении обучения по программе «Интел – обучение для будущего», в апреле 2008 года – проводилось обучение педагогов по программам «Информационно-коммуникативные технологии в образовании (1 ступень)», «От ИКТ-компетентности к информационной культуре педагога (2 ступень)». В 2008-2009 Центр информационных технологий СПбАППО продолжит сотрудничество с лицеем по подготовке педагогов по программе использования ИТ в образовательном процессе.
2. Деятельность Ресурсного центра «Образование +».
Деятельность Ресурсного центра лицея, созданного в 2005 году, направлена на распространение и внедрение в педагогическую практику результатов научно-методической и опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива лицея.
Реализуемые в центре программы готовят педагогов к решению разнообразных образовательных задач (творческих, информационно-коммуникативных, исследовательских), к работе в системе альтернативного образования, вооружают большим арсеналом современных активных образовательных технологий. Обучение способствует более глубокому осознанию учителем себя как личности и как профессионала с определенным стилем деятельности, способствует формированию ценностного отношения к профессии. В основном обучение ведется в режиме проблемных семинаров для разных категорий педагогических работников.
Кафедры совместно с методистами лицея проводили в течение 2006-2008 гг. методические семинары для учителей-предметников района, города и Ленинградской области по использованию информационных технологий в урочной деятельности. Эти семинары были не только востребованы профессиональным сообществом, в их работе приняло участие более 400 учителей из разных школ, но и способствовали распространению передового опыта лучших педагогов лицея в рамках собственного педагогического коллектива.
В феврале 2008 года внимание педагогической общественности привлек семинар для директоров школ Красносельского района «Формирование информационно-коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса». В рамках семинара были показаны 15 фрагментов уроков и внеурочных мероприятий, направленных на формирование информационной культуры школьника, а также состоялся сеанс ВКС на тему «Современная школа в информационном обществе». Участники ВКС обсудили основные противоречия в деятельности современной школы в информационном обществе и наметили пути их разрешения.
Кроме традиционных для лицея семинаров, были освоены и новые формы представления опыта своей деятельности, в частности, индивидуальное и групповое консультирование и руководство деятельностью школ-партнеров по определенной теме. В течение учебного года консультирование проводилось по вопросам организации проектной деятельности, элективным курсам, технологиям обработки текстовой информации, методике проведения урока с использованием интерактивных досок.
Все эти мероприятия вызвали большой интерес и получили высокую оценку участников. Необходимо отметить, что в системе деятельности лицея особый интерес вызывают организация проектной деятельности, использование возможностей ИКТ в образовательном процессе, организация работы сайта и детских СМИ, школьное самоуправление, самооценка деятельности педагогического коллектива.
Деятельность лицея по организации и проведению открытых мероприятий достаточно важна, так как позволяет лишний раз проанализировать и систематизировать собственный опыт, а также получить независимую экспертную оценку своей деятельности. Необходимо также отметить, что эта работа повышает самооценку учителя, который получает признание не только в коллективе, но и на более высоком уровне, что становится стимулом для его дальнейшего развития.
В 2007-2008 учебном году вышли в свет две книги, подготовленные директором лицея А.М.Каменским: «Стратегические ориентиры в управлении современной школой», «Воспитание авторитетом: образовательный потенциал внеурочной работы». В них обобщен многолетний опыт работы коллектива над проблемой развития индивидуальности участников образовательного процесса.
3. Работа по экспериментальным проектам.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая в лицее по теме «Создание социально-педагогических условий для индивидуального развития личности учащегося и педагога», была успешно завершена в 2007 году.
На положительных результатах реализованной программы строится программа лицея «Развитие индивидуальности учащегося и педагога через реализацию образовательного потенциала внеурочной работы», рассчитанная на период до 2010 г., одобренная Экспертным советом НМЦ Красносельского района Петербурга и развивающая основные направления предыдущей программы в соответствии с полученным опытом, потребностями участников образовательного процесса и основными направлениями развития современного российского образования.
Лицей активно участвует также в реализации идей, связанных с информатизацией образования. Специализация в области ИКТ остается базовым направлением развития лицея на современном этапе.
В 2007 году был завершен международный проект (Россия - Австрия – Финляндия) по самооценке качества деятельности ОУ. Коллективно наработанные педагогами и обобщенные материалы получили высокую оценку российских и иностранных участников. Лицей получил благодарность от Северо-Западного Агенства Международных программ и руководителя международного проекта «Обеспечение качества» за активное участие в проекте. Убедившись в том, что самооценка является ключевым инструментом управления и повышения качества образования, лицей в рамках районной образовательной системы в ноябре 2007 года включился в реализацию проекта «Самооценка деятельности как фактор развития образовательного учреждения». Целями проекта являются:
- содействие развитию системы управления образовательными учреждениями района;
- создание и внедрение системы самооценки как механизма обеспечения нового качества образования;
- развитие бенчмаркинга среди школ района для определения и внедрения в практику наиболее эффективных методов работы
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цель – создание оптимальных условий для образовательной деятельности лицея.
1. Развитие системы ДПОУ. Количество учащихся, получающих дополнительные платные образовательные услуги, в основном сохранилось, сеть услуг расширилась – сформированы новые «Лидер-классы» на всех параллелях, что свидетельствует о большой популярности этой формы получения образования. Внебюджетными средствами поддерживалась воспитательная, методическая, экспериментальная работа; внебюджетные средства в 2007-2008 г. были направлены также и на укрепление МТБ, приобретение оборудования и ремонт. Заработная плата по внебюджету выплачивалась педагогическим работникам своевременно.
2. Ремонтно-технические работы и создание эстетически полноценной среды. В лицее качественно и в срок проводятся ремонтные работы, к новому учебному году здание сдается в срок.
В настоящее время все помещения лицея оформлены однотипно, создан единый фирменный стиль, найдены удачные цветовые решения. Оформление вестибюля красиво и функционально, максимально информационно насыщено. Особенного внимания заслуживают помещения начальной школы – веселые, радостные, яркие, создающие детям возможность для двигательной активности, игр и самовыражения.
3. Компьютеризация лицея. Работают четыре компьютерных класса. Оборудованы компьютерной техникой кабинеты четырех заместителей директора, библиотека, психологическая служба, кабинеты физики, математики, химии, литературы, ТСО.
В октябре 2007 года поступила техника, приобретенная на средства «миллионного» гранта, полученного в ходе конкурса ПНПО (интерактивные доски, компьютеры с мультимедийными проекторами и экранами). Техника была распределена по кафедрам и учебным кабинетам, что при наличии мультимедийных проекторов стало основой для полноценного технического обеспечения учебного процесса.
Выход в ИНТЕРНЕТ осуществляется через выделенную линию, предоставленной бесплатно фирмой «Реалнет – СПб», в которой на руководящих позициях сегодня работают выпускники лицея. Была приобретена и установлена лицензионная программа, позволяющая контролировать рациональность расходования учащимися и педагогами времени в сети.
Прошло обучение специалистов лицея по вопросам применения программного обеспечения, которое позволит решить вопросы с использованием лицензионных программных продуктов.
4. Работа библиотеки, видеотеки и кабинета ТСО.
Для реализации задач, связанных с повышением культуры чтения, формированием информационной культуры информационно-коммуникативных умений, на базе библиотеки были проведены следующие мероприятия для учащихся:
- библиографическая олимпиада для учащихся 5-х-7-х классов;
- занятия по развитию навыков работы со справочно-библиографическим аппаратом книги в начальной школе;
- тематические и юбилейные книжные выставки;
- знакомство с творчеством писателей с использованием презентаций;
- информационно-поисковые игры.
Лицензионная экспертиза установила, что лицей полноценно обеспечен учебной справочной литературой, вся используемая в учебном процессе литература включена в федеральный список рекомендованных МинОбрНауки учебных изданий.
Создана и активно действует видеотека. Библиотека оснащена телевизором и видеомагнитофоном, выделены средства для дополнительной оплаты работы библиотекаря (из внебюджета), закуплены видеокассеты по разным предметам. Особенно активно идут занятия по литературе – просмотр экранизаций классики.
Библиотека оснащена компьютером, имеется выход в Интернет.
Работа библиотеки в 2008 году была отмечена благодарственным письмом НМЦ района за внедрение новых информационно-педагогических технологий, способствующих повышению образовательного и культурного уровня учащихся.