Информация о конкурсе
Еще недавно, несколько десятилетий тому назад мы с гордостью называли себя самой читающей нацией в мире, нацией Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова. Еще недавно книга была постоянным спутником человека. Еще недавно в литературные музеи Москвы, Петербурга, Михайловского, Ясной Поляны, Спасского-Лутовинова и другие с благоговением входили десятки тысяч людей всех возрастов, которые ощущали свою причастность к миру величайших ценностей, идей, чувств. Еще недавно домашние библиотеки были предметом гордости, подписки на «толстые» литературный журналы бережно хранились в семьях, выход новой книги становился огромным культурным событием. Еще недавно большинство из нас могло сказать применительно к себе слова М. Горького: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».
В последние десятилетия ситуация кардинально изменилась. С утратой духовно-нравственных ориентиров произошло отторжение молодежи от ценностей книжной культуры, книга постепенно перестала быть жизненной необходимостью, нравственным авторитетом, воспитателем. Из «самой читающей» нации мы превратились в читателей комиксов и скверных детективов и тем самым поставили под угрозу национальные традиции, национальное самосознание, национальную культуру. Те, кто напрямую связан с воспитанием подрастающего поколения, не могут не бить тревогу. Решать проблему приобщения молодежи к чтению можно разными путями. Один из них – «приближение» книги к молодому читателю. Как этого достичь? Дать ему хорошую книгу с современной, актуальной для него тематикой и проблематикой, книгу современного автора, который хоть и пишет о дне сегодняшнем, но осознает себя в русле культурной традиции, сформированной русской классикой.
Именно эти размышления и побудили инициативную группу выступить с идеей создания новой литературно-педагогической премии – премии «Добрая лира», второе название которой – «Премия Педагогического Признания».
Цели премии «Добрая лира»
В отличие от многих, существующих сегодня литературных премий, ее первичной целью не является непосредственно поиск и поощрение новых авторов. Смысл этой премии – подарить современному растущему и формирующемуся человеку КНИГУ, ту самую книгу, которая поможет ему осмыслить этот мир и себя в мире во всей сложности и многообразии, почувствовать себя звеном культурной цепи, актуализировать свою культурную память. Это очень важно сегодня, поскольку современная литература, литература тематически близкая молодому читателю, в школьной программе, формирующей во многом круг детского чтения, представлена недостаточно. Важнейшей особенностью премии является обязательное издание произведений, удостоившихся премии, а также их массовое распространение в молодежной среде через школьные библиотеки, уроки литературы, внеурочные мероприятия в образовательных учреждениях.
Важной особенностью является полная независимость организаторов и авторов от рекламных, имиджевых, коммерческих и других подобных интересов. Все присланные материалы строго анонимны для членов жюри. Таким образом формируется объективность судейства.
Между детской аудиторией и литераторами по итогам конкурса происходит взаимное творческое обогащение. Писатели, общаясь напрямую с юными читателями, более полно могут оценить свои профессиональные находки и удачи. А дети, прочитав произведения и познакомившись с их авторами, получают возможность переосмыслить жизненные приоритеты. Ведь ничто так сильно не влияет на образ мыслей и поведение ребенка, как яркие литературные образы. У некоторых ребят, возможно, появится интерес к собственному литературному творчеству.
Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что премия «Добрая лира» учреждена со следующими целями:
- приобщение молодого поколения к чтению, воспитание читательской культуры
- повышение значимости современной русской литературы в области воспитания молодого поколения,
- привлечение читательского и общественного интереса к книге как источнику добрых нравственных начал,
- поиск и поощрение авторов литературных произведений, способных внести существенный вклад в возрождение российской культуры.
Особенности организации
Особенности организации самого премиального процесса в полной мере отражают эти цели, в значительной мере имеющие культурно-воспитательный характер:
- в премиальном процессе предусмотрен постпремиальный период, связанный с популяризацией произведений-лауреатов в читательской среде, в т.ч. публикацию, распространение по школьным библиотекам, встречи авторов с читателями, массовые обсуждения книг-лауреатов, а в итоге — включение этих произведений в раздел «Внеклассное чтение» школьной программы по литературе с выдачей лауреатам премии соответствующих сертификатов;
- в состав экспертов включены представители педагогической общественности (учителя, школьные библиотекари);
- существует детское жюри, мнение которого также учитывается при определении лауреатов премии.
Отдельно необходимо сказать о том, что премиальный процесс ориентирован и на решение задач, связанных с формированием информационной культуры учащихся, чему в значительной степени будет способствовать публикация организационных и информационных материалов на сайте (адрес – likt590.ru), электронные публикации книг-финалистов, возможности электронного детского голосования. Учредителями премии являются следующие организации, которые распределили между собой обязанности по организации деятельности в соответствии со своими возможностями и спецификой деятельности:
Состав и обязанности учредителей
Состав учредителей | Обязанности учредителей |
---|---|
Союз писателей России | Информационная поддержка и жюри |
Союз писателей Санкт-Петербурга | Информационная поддержка и жюри |
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования [СПбАППО], | Организационно-методическая поддержка и сопровождение конкурса, работа с педагогами, руководителями детских команд. |
Центр современной литературы и книги Санкт-Петербурга | Организация работы жюри конкурса (чтение и экспертные заключения выдвинутых на конкурс произведений), информационное обеспечение конкурса |
Школьная библиотечная ассоциация Санкт-Петербурга | Организация работы экспертов и мероприятий постпремиального периода (в т.ч. массовое распространение книг в школах в течение постпремиального периода – до объявления новых победителей конкурса) |
Кафедра библиотековедения и теории чтения Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств | Организация работы экспертов и мероприятий постпремиального периода |
Государственное общеобразовательное учреждение лицей информационно-коммуникативных технологий №590 Санкт-Петербурга | Организационная работа, привлечение экспертов из педагогического сообщества, информационная поддержка (использование сайта лицея) |
Информационная поддержка:
- Издательский дом «Первое сентября»,
- сайт «Точка Зрения», lito.ru.
В нынешнем году конкурс стартует уже в третий раз. В конкурсе 2006-2007 года приняло участие 105 авторов, представивших на суд компетентного жюри 207 произведений. География конкурса достаточно широка: 37 регионов России, 5 – ближнее и 3 – дальнее зарубежье. Итоги первого этапа конкурса, который в дальнейшем получил условное название «Добрая лира – 1», были подведены в апреле 2007 года. Церемония награждения авторов, занявших первое место в своей номинации, проходила в мае 2007 года в Москве в Государственной Думе. Победителей приветствовали Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов и заместитель председателя комитета Государственной Думы по образованию и науке В.Н. Иванова. Они вручили авторам памятные подарки. Издание сборника произведений-победителей было осуществлено благодаря финансовой помощи Фонда поддержки образования. Сборник был представлен общественности 25 апреля 2008 года выставочном павильоне ЛЕНЭКСПО во время работы Санкт-Петербургского Международного Книжного Форума.
После завершения первого этапа конкурса его учредителями и организаторами было принято решение о продолжении работы. На сайтах, рассказывающих о «Доброй лире», весной 2008 года появилась информация о втором этапе конкурса, или, точнее сказать, о его продолжении. По замыслу учредителей, конкурс должен стать ежегодным.
Второй этап, получивший условное название «Добрая лира-2», итоги которого были подведены в ноябре 2008 года, несколько отличался от прежнего. Были изменены формулировки и названия конкурсных номинаций. В состав жюри вошли новые лица. Большее внимание было уделено прочтению произведений в детских коллективах.
Этот этап прошел не менее успешно, чем первый. Приятно удивляет разнообразие произведений, представленных на конкурс. По объему, жанрам, стилистике – богатейшая палитра литературного творчества. И в результате второго этапа конкурса современная российская литература стала богаче на несколько умных, хороших, добрых произведений, которые нравственно и духовно обогатят современное подрастающее поколение. Они были изданы в формате двухтомника и являются логическим продолжением первых трех томов. Таким образом, сейчас существует уже пятитомник «Добрая лира». Издание сборника на втором этапе конкурса было осуществлено за счет средств, выделенных депутатом ЗС Санкт-Петербурга Александром Сергеевичем Ольховским.
Положение о конкурсе опубликовано на сайтах лицея №590 по адресу www.likt590.ru и на сайте, созданном издательским домом «1 сентября» www.dobrayalira.ru. Адрес, на который авторы могут присылать свои произведения для участия в конкурсе - dobrayalira@mail.ru.